Мои учебно-методические труды

Учебно-методические материалы подготовлены для преподавания
учебных дисциплин "Философия", "Логика" и "Логика творчества"

Курс лекций Учебное пособие

Мои учебно-методические статьи
Материалы для зачетов и экзаменов



ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Благодаря научно-технической революции за считанные десятилетия резко возросли требования, предъявляемые производством к технической интеллигенции. Теперь высококвалифицированным представителем этой социальной группы считается не просто грамотный инженер, а инженер-исследователь, специалист творческого типа. Бурное развитие современной экономики заставляет занятых в ней работников постоянно расширять свой кругозор, выходить за рамки привычных схем, оплодотворять закостеневший технический менталитет подходами и принципами, которые, находя применение в гуманитарных областях знания, считались ранее бесполезными для производства.

Разумеется, отмеченные перемены не везде проявились так же ярко, как в развитых, передовых странах. Значит ли это, что отстающие общества могут пренебрежительно относиться к вопросам гуманитаризации экономики? Могут, если хотят и далее плестись в хвосте у признанных лидеров, питаясь объедками с их стола и испытывая в связи с такой нищетой состояние перманентного кризиса. Поэтому странам-аутсайдерам следует не только знать о проблеме работника нового типа, но, более того, ставить вопросы гуманитаризации значительно острее, чем ставят их страны-лидеры. Это касается и нашего отечества. Все мы мечтаем о том, что когда-то Россия снова станет могучей державой. Но для скорейшего достижения славного будущего уже сейчас надо повсеместно организовывать обучение специалистов, ориентированных на творчество.

К сожалению, российское техническое образование сталкивается с целым букетом чрезвычайно сложных проблем, и среди этого печального многообразия не последнее место занимают трудности психологического характера, непосредственно влияющие на педагогическую деятельность. Я имею в виду тот самый технический менталитет, о котором упоминалось выше. Многим преподавателям-техникам свойственно чуть ли не религиозное почитание методологических принципов точных наук, в основе которых, как известно, лежит формальная логика. Стремление все подсчитывать и втискивать в жесткие рамки формул и схем в конце концов приводит к тому, что именно в этом начинают видеть суть научного познания, забывая о приоритете объективной реальности, теряя ее живое богатство за серой паутиной, плотно сотканной из технической терминологии и символики. Схема нагромождается на схему, идет грандиозная стройка, а вопрос о надежности фундамента и приемов строительства отодвигается до той поры, когда циклопический комплекс рухнет под напором незаметно изменившихся условий инженерного творчества.

Уже сейчас концептуальный каркас физики дает значительные трещины, подвергается сомнениям теория Эйнштейна, а многие преподаватели стараются не думать о назревающих переменах в теоретико-методологических основах научно-технической деятельности. Почему? Потому что в противном случае им пришлось бы совершить подъем на философский уровень науки, а к философии у техников традиционно существует стойкая антипатия, проявляющая себя либо в страхе, либо в презрении, либо в том и другом вместе.

Между тем только философский подход к проблемам какой-либо частной науки, будь то физика или технология машиностроения, позволяет приобрести подлинную свободу в обращении с основными понятиями и методологическими принципами данной области знания. Совокупность отдельных видов человеческой деятельности сливается в единый океан общественной жизни, и как раз об этом напоминает философия тем, кто стремится отгородиться от большого мира, замуровывая себя и свое частное знание в стенах самодельных гробниц. Речь идет об узкой специализации, от давнего преклонения перед которой нашему высшему образованию до сих пор не удалось избавиться, в то время как на Западе уже очень много сделано для ломки устаревших образовательных стандартов.

Существуют разные, иногда противоречащие друг другу представления о философии. На мой взгляд, под философией следует понимать такое знание, которое, неустанно перерабатывая содержание частных дисциплин, сплетает его в органическое целое и задает общую направленность научному поиску. При этом развитие философии предполагает знание главных, существенных достижений частных наук, а эти достижения в свою очередь имеют предпосылкой грамотное применение философских принципов. Здесь необходим высочайший уровень мышления, сочетающего строгую логику рассуждений с использованием широкого спектра как технических, так и гуманитарных фактов.

Вот на этом-то уровне владения своим предметом, на уровне свободного отношения к материалу, нехудо бы оказаться всякому преподавателю, с тем чтобы приобщить к этому искусству и студентов. Мне скажут: это не реально. Действительно, сейчас это только мечта. Но это такая мечта, которая непременно станет былью, причем довольно скоро - при условии, что каждый из нас, преподавателей и студентов, будет стремиться к ее осуществлению.

С чего же начать? Ответ вытекает из сказанного выше. Раз грамотное философствование предполагает знание разнообразных фактов, то прежде всего нужно расширять свой кругозор. Вот почему наряду с техническими дисциплинами важно с той же серьезностью и основательностью преподавать гуманитарные. Однако одной эрудиции мало. Само по себе многознание не дорого стоит, если оно не подкреплено логической культурой исследования - умением отбирать в бесконечном и безбрежном потоке информации самое главное, существенное, а затем систематизировать отобранные факты.

Кто-то возразит: не до жиру, быть бы живу. Но гуманитаризация - это не роскошь, а насущная необходимость. Россия не сможет занять в современном мире достойное место, если не будет смотреть в завтрашний день. Наши зарубежные конкуренты неустанно работают над тем, чтобы на рынке для нас остались только ниши, связанные с поставками сырья. И это у них здорово получается. Если мы не хотим прозябать в роли сырьевого придатка развитых стран, единственный выход - открывать новые ниши, разрабатывая принципиально новые технологии, выпуская качественно новые товары.

Конечно, очень важно знакомить студентов с техническим опытом развитых стран. Но во главу угла следует поставить не усвоение имеющегося опыта, пусть даже самого передового, а приобретение способности творить, способности быть открывателем новых путей в инженерной деятельности. Воспитание творческой личности и есть главная задача гуманитаризации учебного процесса.




О ПРЕДМЕТЕ ЛОГИКИ

При преподавании любой науки чрезвычайно важно с самого начала определить ее предмет. При этом нужно избежать как жесткости, так и мягкости определения.

При преподавании любой науки чрезвычайно важно с самого начала как можно точнее определить ее предмет, т. е. специфическую сферу ее интереса. С одной стороны, это необходимо для того, чтобы избежать экспансии в сторону смежных наук, а с другой - чтобы не отдать им какую-то часть из того, что по праву принадлежит данной конкретной науке.


Разумеется, виды научного знания не отгорожены друг от друга китайской стеной, но на первых порах, знакомя с основами какой-либо научной дисциплины, преподаватель должен очень четко, "по-китайски" очертить границы ее предмета. Размытые границы учебных предметов затрудняют студентам первичную ориентацию в научном мире, лишают их твердой почвы под ногами, заставляют их чувствовать себя крайне неуютно. Этот психологический дискомфорт приводит либо к растерянности, зажатости (студент не знает, о чем следует говорить в рамках данной науки и потому, чтобы не попасть впросак, предпочитает помалкивать), либо к залихватской раскованности в духе Хлестакова (студент болтает обо всем, воображая, что только о данной науке).


Однако, стремясь к максимально точному определению предмета, преподаватель рискует подойти к делу излишне строго, и тогда часть предмета данной научной дисциплины окажется вне очерченных им границ. Чрезмерная жесткость не менее вредна для педагогического процесса, чем чрезмерная мягкость, так как и в этом случае студент оказывается дезориентированным.


Очерти круг своего интереса!

С тем, что предмет логики - правильное мышление, практически никто не спорит. Споры возникают при конкретизации этого предмета.

В дореволюционном учебнике Г. И. Челпанова сказано, что "логика может быть определена как наука о законах правильного мышления, или наука о законах, которым подчиняется правильное мышление" [1, 3]. Сделаем пару замечаний. Во-первых, логика бывает не только научной. Личная, доморощенная логика, как правило, не имеет научного, т. е. объективного и системного, характера, но при этом все же является логикой. Следовательно, определяя логику, надо исходить из того, что это знание, а не из того, что это наука. Во-вторых, знание считается научным, если это знание законов, поэтому излишне упоминать о законах, определяя логику как науку.


Если с учетом этих замечаний скорректировать определение Челпанова, то получится, что предмет научной логики (как и логики вообще) составляет правильное мышление. Это - истина, которую вряд ли кто станет оспаривать, причем истина, выраженная максимально кратко и точно. Проблемы начинаются при ее конкретизации, а нынешнее преподавание логики как раз и требует фиксировать предмет данной науки более конкретно по сравнению с дореволюционными временами. Посмотрим, к каким результатам привела эта конкретизация в современных вузовских учебниках.


G. Chelpanov

Г. И. Челпанов

По Ю. В. Ивлеву, предмет логики - это формы абстрактного мышления и формы развития абстрактного знания, причем первые изучает формальная логика, а вторые - диалектическая.

"Основными (логическими) формами, в которых выражаются мысли, - пишет, например, Ю. В. Ивлев, - являются: понятие, суждение, теория и др. Основными формами, в которых происходит развитие знания, являются: умозаключение, проблема, гипотеза и др.
Логика изучает эти формы мыслей и формы развития знания, особые приемы и методы познания, применяемые на ступени абстрактного мышления, а также особые законы мышления" [2, 8].


Значит, предмет логики - это формы абстрактного мышления и формы развития абстрактного знания. Далее Ивлев уточняет, что формы мышления преимущественно рассматривает формальная логика, а формы развития знания - диалектическая, причем "в процессе познания методы формальной логики дополняются методами диалектической логики и наоборот" [2, 11].


Ivlev's textbook

Учебник Ивлева

Любой вузовский учебник логики есть, по существу, учебник формальной логики, а не логики вообще. В результате логика преподносится студентам ущербно - без учета ее диалектической стороны.

Резонно предположить, что, назвав свой учебник "Логика", автор в равной степени обстоятельно представил в нем оба указанных выше варианта логического знания. Но, предположив это, мы ошибемся, и ошибемся не только в отношении данного учебника. Любой вузовский учебник логики есть, по существу, учебник формальной логики, а не логики вообще, и, чтобы не сбивать с толку неопытных читателей, каковыми, как правило, являются студенты, об этом следует заявлять уже в названии книги.


Почему учебники предлагают одностороннее, формальное изложение логики? Потому что, с точки зрения их авторов, никакой другой логики, помимо формальной, и быть не может. Это верно даже по отношению к таким авторам, как Ю. В. Ивлев. Казалось бы, он признает оба варианта логики - и формальный, и диалектический. Но, по существу, это не так.


Во-первых, по мнению Ивлева, диалектическая логика до сих пор не сложилась как наука, хотя и появилась в глубокой древности. "Длительное время, - пишет он, - предпринимаются попытки разработать логику диалектическую, предметом которой являются особые формы и закономерности развития знания" [2, 11]. Ясно, что Ивлев не верит в положительный исход этих попыток. Другое дело - логика формальная. О ней написано очень уважительно и даже утверждается, будто она "одна из древнейших наук" [2, 12].


Во-вторых, диалектическая логика в интерпретации Ивлева совершенно не нужна как особая логика, которая качественно отличается от формальной. Ведь если, как он утверждает, предметом диалектики являются формы развития знания, то диалектическая логика - это знание формальное. Она должна быть разделом формальной логики, в котором изучаются не просто формы мышления, а формы развития мышления. Любопытно, что к последним, как мы видели, Ивлев относит умозаключение - одну из трех основных форм абстрактного мышления, несомненную часть предмета формальной логики.


Формальная логика:
на страже порядка

Предметом диалектической логики является не то, что любят подсовывать ей представители формальной логики, т. е. не формы развития. Настоящий ее предмет - развитие форм, содержание абстрактного мышления.


Пренебрежительное отношение к диалектике ведет к тому, что логика предстает в искаженном виде. Без равного учета формальной и диалектической сторон логики невозможно понять и ее современное состояние, и ее историю.

На самом деле предметом диалектической логики является не то, о чем говорит Ивлев, т. е. не формы развития, а развитие форм, содержание абстрактного мышления. Рассматривать мышление содержательно означает не что иное, как рассматривать движение, изменение, развитие его форм.


Пренебрежительное отношение к диалектической логике ведет к тому, что логика вообще, единое логическое знание предстает в искаженном, одностороннем виде - как формальная логика. Между тем и формальная, и диалектическая сторона одинаково важны для понимания логики. Без равного учета этих сторон невозможно понять и современное состояние логики, и ее историю.


Посмотрите, как выглядит эта история у Ивлева [2, 12-14]. Во-первых, она дается раздельно для формальной и диалектической логики, что создает впечатление их полной независимости друг от друга. Поскольку и та и другая - логика, трудно поверить в отсутствие постоянной связи между ними, но эта связь отражена в их истории лишь в виде имен Платона и Аристотеля.


Во-вторых, о развитии формальной логики сказано гораздо больше, чем о развитии диалектической, хотя отмечено, что последняя представляет собой такое же древнее знание, как и первая. При такой подаче материала легко вообразить, будто история формальной логики по совершенно непонятным причинам намного богаче и интереснее истории, которую имеет диалектика.


В-третьих, развитие логики выглядит не как развитие, т. е. внутренне детерминированный процесс, а как ряд сдвигов, обусловленный внешними для данного знания причинами. Формальную логику двигали, по Ивлеву, сначала потребности ораторского искусства, потом - запросы математики. Что касается диалектической логики, то здесь движение определяли потребности философии, какие именно - не уточняется. Почему же так получилось, почему исчезло развитие, самостоятельное движение логики? Источником самодвижения логического знания является борьба его противоположных сторон - формальной и диалектической, поэтому, когда логику берут односторонне, ее история неизбежно теряет черты развития.


Диалектическая логика:
да здравствует революция!




История логики - это борьба ее формальной и диалектической сторон

С более или менее явным формально-логическим креном история логики рассматривается во всех вузовских учебниках по названием "Логика".

С более или менее явным формально-логическим креном история логики рассматривается и в других вузовских учебниках. В пространном очерке А. Д. Гетмановой [3, 329-391] она преподносится как история формальной логики, разбавленная невнятными вкраплениями, посвященными диалектике. Например, о Гегеле в этом очерке написано так: "Он критиковал Канта, в том числе и по вопросам логики, но его критика осуществлялась с позиций идеалистической диалектики. Логика у Гегеля совпадает с диалектикой. Поэтому, критикуя формальную логику, он отвергает последнюю… Рациональное зерно философии Гегеля - диалектика" [3, 342]. То ли Гетманова ругает Гегеля за его диалектику, то ли хвалит - не понять.


У Е. К. Войшвилло и М. Г. Дегтярева история логики вообще обошлась без диалектики [4, 33-38]. И не мудрено, ибо эти авторы знают лишь одну логику - формальную. "Предметом логики являются исторически сложившиеся формы и приемы познания", - безапелляционно заявляют они [4,21], не считая, впрочем, ошибкой брать в качестве предмета логического знания правильное мышление [4, 9].


Getmanova's textbook

Учебник Гетмановой

Логика обязана работать не только с формами мышления, но и с их содержанием, т. е. обязана быть не только формальной, но и диалектической.

Но, во-первых, правильность или неправильность мышления здорового человека (логика изучает только такое мышление) имеет смысл обсуждать лишь в том случае, если оно абстрактное, а не конкретное (наглядно-образное), и, во-вторых, эта правильность зависит как от формы мышления, так и от его содержания. Поэтому, если вы согласны с тем, что предмет логики - правильное мышление (а с этим согласны практически все), то должны согласиться и с тем, что данный предмет - форма и содержание абстрактного мышления, или мышление как абстрактная форма и абстрактное содержание.


Таким образом, логика обязана работать не только с формами мышления, но и с их содержанием, т. е. обязана быть не только формальной, но и диалектической.


Voishvillo's and Degtyaryov's textbook

Учебник Войшвилло и Дегтярева

То, что авторы учебников оказывают явное предпочтение формальной стороне логики, говорит не столько о предвзятом отношении или злом умысле, сколько о неумении работать на философском уровне логического знания.

То, что авторы учебников оказывают явное предпочтение формальной стороне логики, отодвигая диалектику на задний план или вообще игнорируя ее как псевдологическое знание, говорит не столько о предвзятом отношении или злом умысле, сколько о неумении работать на философском уровне логического знания. При формальном подходе к мышлению можно уйти от философских проблем, при диалектическом сделать этого нельзя.


Для примера возьмем по одному из основных принципов формальной и диалектической логики: принцип тождества первой логики и принцип единства и борьбы противоположностей второй.


Принцип тождества обычно выражают примерно так: "Всякая мысль тождественна себе". Можно сказать и проще: "Всякая мысль есть только она сама". Символически данный принцип записывают в виде математического равенства: А = А.


Где здесь философская глубина? Ее нет. Напротив, мы видим явную апелляцию к обыденному опыту, к здравому смыслу обычного, рядового человека. Обсуждение принципа тождества кажется проявлением теоретического занудства. И другие принципы формальной логики выглядят как очевидные, банальные истины, оспаривать которые просто глупо.


Теперь обратимся к диалектическому принципу единства и борьбы противоположностей. Обычно его формулируют для любого предмета, в том числе и для мысли, ибо ее тоже можно рассматривать как предмет, правда, предмет особый, нематериальный. Отступим от обычной формулировки данного принципа и, чтобы легче было проводить сравнение с принципом тождества, скажем не о предмете вообще, а только о мысли. Получится вот что: "Всякая мысль имеет в себе свою противоположность и отталкивает ее от себя".


Здесь сразу же захлестывает крутая волна философии. Принцип единства и борьбы противоположностей бросает вызов житейскому представлению о мысли, звучит как пощечина здравому смыслу обывателя. Если в принципе тождества всякая мысль есть всего лишь сама эта мысль, то в принципе единства и борьбы противоположностей всякая мысль изначально двоится: это она и не только она, она и ее противоположность.


Главный представитель диалектической логики -
Г.В.Ф. Гегель,
великий немецкий философ

Очевидно ли такое раздвоение мысли? Нет. Столь же неочевидными истинами являются и другие принципы диалектической логики. Поэтому и пугают они не искушенных в философии людей, в том числе авторов учебников логики. Конечно, гораздо проще глядеть на знаменитую фразу Сократа "Я знаю, что я ничего не знаю" через призму формально-логического принципа непротиворечия и видеть в этой фразе всего лишь проявление вопиющей непоследовательности мышления (именно так поступил Ивлев [2, 36]), чем искать в ней философскую глубину, применяя трудоемкий, требующий творческого отношения к делу диалектический анализ, но обвинять, пусть и косвенно, одного из умнейших представителей человечества в логической безграмотности, в неумении последовательно излагать свои мысли значит противоречить историческим фактам, не говоря уже о том, что выглядит это очень некрасиво.

ЛИТЕРАТУРА

A stupid partisan of formal logic

1. Челпанов Г. И. Учебник логики. - М.: Изд. Группа "Прогресс", 1994. - 248 с.
2. Ивлев Ю. В. Логика: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1992. - 270 с.
3. Гетманова А. Д. Логика: Для педагогических учебных заведений. - М.: Новая школа, 1995. - 416 с.
4. Войшвилло Е. К., Дегтярев М. Г. Логика: Учебник для вузов. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998. - 528 с.





ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ФИЛОСОФИЯ".
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ КУРСА

1. Предмет и значение философии
Мудрость как предмет философии. Общественная функция философии. Философия и наука.

2. Материализм, идеализм и дуализм
Философия и ее основной вопрос. Монизм и дуализм. Материализм. Идеализм.

3. Субъективный и объективный идеализм
Философия и ее основной вопрос. Идеализм. Субъективный идеализм и его главные представители. Объективный идеализм и его главные представители.

4. Вульгарный и диалектический материализм
Философия и ее основной вопрос. Материализм. Вульгарный материализм и его главные представители в XIX веке. Диалектический материализм и его главные представители.

5. Становление философии
Община и общество. Мифология как исходное теоретическое знание. Переход от мифологии к философии.

6. Буддизм и конфуцианство
Буддизм и его основные принципы. Буддийская иерархия. Конфуцианство. Достоинства и недостатки буддизма и конфуцианства.

7. Проблема первоначала: от Милетской школы к Гераклиту Эфесскому
Возникновение проблемы первоначала. Милетские философы о первоначале. Метафизический характер первоначала в Милетской школе. Диалектический характер первоначала в учении Гераклита Эфесского.

8. Элейская школа о бытии
Два типа бытия в учении Парменида. Метафизика и диалектика в Элейской школе. Диалектический характер апорий Зенона Элейского.

9. Софисты
Появление софизма как реакция на учение элеатов. Старшие и младшие софисты. Достоинства и недостатки софизма.

10. Идеализм Платона
Античный эвдемонизм. Эвдемонизм Платона. Платоновская онтология как объективный идеализм.

11. Метафизика Аристотеля
Аристотель и его место в античной философии. Метафизика Аристотеля.

12. Античный атомизм
Левкипп, Демокрит, Эпикур. Античный атомизм как вершина античного познания первоначала. Недостатки учения о первоначале античных атомистов.

13. Августин и Фома Аквинский о человеческой душе
Патристика. Учение о предопределении Августина Блаженного. Учение о душе Фомы Аквинского. Достоинства и недостатки августинианства и томизма в трактовке отношения Бог - человек.

14. Философия эпохи Возрождения
Гуманизм эпохи Возрождения. Философия Возрождения как основа философии Нового времени. Н. Кузанский, Дж. Бруно, Г. Галилей.

15. Ф. Бэкон как основоположник философии Нового времени
Ф. Бэкон как родоначальник материализма. Бэконовская реформа логики. "Идолы", мешающие познанию.

16. Понятие субстанции у Р. Декарта, Б. Спинозы и Г. В. Лейбница
Субстанция. Дуализм Р. Декарта. Монизм Б. Спинозы. Плюрализм Г. В. Лейбница.

17. Субъективный идеализм Дж. Беркли и агностицизм Д. Юма
Идеализм. Субъективный идеализм Беркли как реакция на сенсуалистический материализм. Агностицизм Юма.

18. Французский материализм XVIII века
Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах. Механистический характер французского материализма XVIII века.

19. Немецкая классическая философия
И. Кант, И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель, Л. Фейербах: от дуализма к материализму. Достоинства и недостатки немецкой классической философии.

20. Исторический материализм К. Маркса
К. Маркс как создатель диалектического материализма. Социальная философия К. Маркса.

21. Позитивизм
О. Конт как основатель позитивизма. Органицизм Г. Спенсера.

22. Экзистенциализм
Зарождение экзистенциализма (С. Кьеркегор, Ф. Ницше). Экзистенциализм А. Бергсона, К. Ясперса, Ж. П. Сартра.

23. Российская философия первой половины XIX века
Социально-философские взгляды П. Я. Чаадаева. Славянофилы и западники.

24. Философия народничества
Народничество. Истоки и основные положения философии народничества. Три направления в народничестве и их философия.




ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ФИЛОСОФИЯ"

1. Предмет и значение философии.
Мудрость как предмет философии. Общественная функция философии. Философия и наука.

2. Материализм, идеализм и дуализм.
Философия и ее основной вопрос. Монизм и дуализм. Материализм. Идеализм.

3. Субъективный и объективный идеализм.
Философия и ее основной вопрос. Идеализм. Субъективный идеализм и его главные представители. Объективный идеализм и его главные представители.

4. Вульгарный и диалектический материализм.
Философия и ее основной вопрос. Материализм. Вульгарный материализм и его главные представители в XIX веке. Диалектический материализм и его главные представители.

5. Становление философии.
Община и общество. Мифология как исходное теоретическое знание. Переход от мифологии к философии.

6. Буддизм и конфуцианство.
Буддизм и его основные принципы. Буддийская иерархия (простые буддисты, бодхисаттвы, Будды). Конфуцианство. Достоинства и недостатки буддизма и конфуцианства.

7. Проблема первоначала: от Милетской школы к Гераклиту Эфесскому.
Возникновение проблемы первоначала. Милетские философы о первоначале. Метафизический характер первоначала в Милетской школе. Диалектический характер первоначала в учении Гераклита Эфесского.

8. Элейская школа о бытии.
Два типа бытия в учении Парменида. Метафизика и диалектика в Элейской школе. Диалектический характер апорий Зенона Элейского.

9. Софисты.
Появление софизма как реакция на учение элеатов. Старшие и младшие софисты. Достоинства и недостатки софизма. Сократовская критика софизма.

10. Идеализм Платона.
Античный эвдемонизм. Эвдемонизм Платона. Платоновская онтология.

11. Античный атомизм.
Левкипп, Демокрит, Эпикур. Античный атомизм как вершина античного познания первоначала. Недостатки учения о первоначале античных атомистов.

12. Августин и Фома Аквинский о человеческой душе.
Патристика. Учение о предопределении Августина Блаженного. Учение о душе Фомы Аквинского. Достоинства и недостатки августинизма и томизма в трактовке отношения Бог - человек.

13. Философия эпохи Возрождения.
Гуманизм эпохи Возрождения. Философия Возрождения как основа философии Нового времени. Н. Кузанский, Дж. Бруно, Г. Галилей.

14. Ф. Бэкон как основоположник философии Нового времени.
Ф. Бэкон как родоначальник материализма. Бэконовская реформа логики. "Идолы", мешающие познанию.

15. Понятие субстанции у Р. Декарта, Б. Спинозы и Г. В. Лейбница.
Субстанция. Дуализм Р. Декарта. Монизм Б. Спинозы. Плюрализм Г. В. Лейбница.

16. Субъективный идеализм Дж. Беркли и агностицизм Д. Юма.
Идеализм. Субъективный идеализм Беркли как реакция на сенсуалистический материализм. Агностицизм Юма.

17. Французский материализм XVIII века.
Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах. Механистический характер французского материализма XVIII века.

18. Немецкая классическая философия.
И. Кант, И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель, Л. Фейербах: от дуализма к материализму. Достоинства и недостатки немецкой классической философии.

19. Исторический материализм К. Маркса.
К. Маркс как создатель диалектического материализма. Социальная философия К. Маркса.

20. Позитивизм.
О. Конт как основатель позитивизма. Органицизм Г. Спенсера.

21. Экзистенциализм.
Зарождение экзистенциализма (С. Кьеркегор, Ф. Ницше). Экзистенциализм А. Бергсона, К. Ясперса, Ж. П. Сартра.

22. Российская философия первой половины XIX века.
Социально-философские взгляды П. Я. Чаадаева. Славянофилы и западники.

23. Философия народничества.
Народничество. Истоки и основные положения философии народничества. Три направления в народничестве и их философия.

24. Религиозная философия В. Соловьева и Н. Бердяева.
Философия "всеединства" В. Соловьева как реакция на народничество. Учение о свободе Н. Бердяева.

25. Бытие и мышление.
Основной вопрос философии. Бытие. Мышление.

26. Материя и сознание.
Основной вопрос философии. Материя. Сознание.

27. Движение как философская проблема.
Движение как способ существования материи. Противоречивость движения.

28. Основные типы материи.
Материя. Физическая, живая и социальная материя. Типы материи как уровни её развития.

29. Метафизика и диалектика.
Метафизика. Диалектика. Материалистическая диалектика.

30. Антропогенез как философская проблема.
Основные философские подходы к определению понятия "человек". Антропогенез как развитие труда в животном мире.

31. Община и общество.
Коллектив. Община. Общество. Переход от общины к обществу на примере очагов древнейшей цивилизации.

32. Общество и личность.
Общество. Личность. Проблемы соотношения общества и личности.

33. Формационный и культурно-цивилизационный подходы к истории.
Проблема систематизации исторического процесса. Теория формаций. Культурно-цивилизационная теория.

34. Культура.
Культура. Общественный характер культуры. Роль идеала в культуре. Материальная и духовная культура.

35. Познание и его проблемы.
Познание. Чувственное познание и его формы. Рациональное познание и его формы. Отношение чувственного и рационального познания.

36. Научное познание.
Познание. Наука как форма культуры. Наука и религия. Особенности научного познания.

37. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
Научное познание. Эмпирический уровень научного познания. Теоретический уровень научного познания.

38. Противоречия НТР.
Предпосылки НТР. Необходимость НТР для современного человечества. Негативная сторона НТР.

39. Глобальные социальные проблемы.
Причина возникновения глобальных социальных проблем. Основные виды глобальных социальных проблем и способы их преодоления.

40. Футурология.
Футурология и ее значение для современного общества. "Римский клуб". Недостатки современной футурологии и пути их устранения.




ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ФИЛОСОФИЯ".
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ КУРСА

1. Предмет и значение философии.
Мудрость как предмет философии. Общественная функция философии. Философия и наука.

2. Материализм, идеализм и дуализм.
Философия и ее основной вопрос. Монизм и дуализм. Материализм. Идеализм.

3. Субъективный идеализм.
Философия и ее основной вопрос. Идеализм. Субъективный идеализм и его главные представители.

4. Объективный идеализм.
Философия и ее основной вопрос. Идеализм. Объективный идеализм и его главные представители.

5. Диалектический материализм.
Философия и ее основной вопрос. Материализм. Диалектический материализм и его главные представители.

6. Вульгарный материализм.
Философия и ее основной вопрос. Материализм. Вульгарный материализм и его главные представители в XIX веке.

7. Становление философии.
Община и общество. Миф как исходное общественное знание. Миф и мифология.

8. Буддизм.
Возникновение буддизма. Буддизм и его основные принципы. Буддийская иерархия.

9. Конфуцианство.
Конфуцианство. Достоинства и недостатки конфуцианской этики.

10. Милетская школа.
Возникновение проблемы первоначала. Милетские философы о первоначале. Метафизический характер первоначала в Милетской школе.

11. Гераклит Эфесский как основоположник диалектики.
Учение Гераклита Эфесского о бытии. Диалектический характер гераклитовского первоначала.

12. Учение Парменида о бытии.
Два типа бытия в учении Парменида. Метафизика и диалектика в учении Парменида.

13. Апории Зенона Элейского.
Апории "Летящая стрела" и "Ахиллес и черепаха". Диалектический характер апорий Зенона Элейского. Ущербность зеноновской диалектики.

14. Софисты.
Появление софизма как реакция на учение элеатов. Старшие и младшие софисты. Достоинства и недостатки софизма.

15. Философия Сократа.
Основные черты философии Сократа. Майевтика.

16. Идеализм Платона.
Античный эвдемонизм. Эвдемонизм Платона. Платоновская онтология как объективный идеализм.

17. Метафизика Аристотеля.
Учение Аристотеля о материи и форме. Перводвигатель.

18. Античный атомизм.
Левкипп, Демокрит, Эпикур. Античный атомизм как вершина античного познания первоначала. Недостатки учения о первоначале античных атомистов.

19. Неоплатонизм.
Онтология неоплатонизма. Неоплатонизм и христианство: сходства и различия.

20. Августин и Фома Аквинский о человеческой душе.
Патристика. Учение о предопределении Августина Блаженного. Учение о душе Фомы Аквинского. Достоинства и недостатки августинианства и томизма в трактовке отношения Бог - человек.

21. Философия эпохи Возрождения.
Гуманизм эпохи Возрождения. Философия Возрождения как основа философии Нового времени. Н. Кузанский, Дж. Бруно, Г. Галилей.

22. Ф. Бэкон как основоположник философии Нового времени.
Ф. Бэкон как родоначальник материализма. Бэконовская реформа логики. "Идолы", мешающие познанию.

23. Учение Т. Гоббса о государстве.
Гоббс о двух состояниях человеческого общества. Государство в социальной философии Гоббса.

24. Субъективный идеализм Дж. Беркли.
Идеализм. Субъективный идеализм Беркли как реакция на сенсуалистический материализм.

25. Агностицизм Д. Юма.
Идеализм. Субъективный идеализм. Агностицизм Юма.

26. Понятие субстанции у Р. Декарта и Б. Спинозы.
Субстанция. Дуализм Декарта. Субстанция в философии Спинозы.

27. Монадология Лейбница.
Лейбницевская монада. Учение Лейбница о бытии.

28. Социальная философия Ж. Ж. Руссо.
Руссо о природе и культуре. Педагогические взгляды Руссо.

29. Французский материализм XVIII века.
Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах. Механистический характер французского материализма XVIII века.

30. Критическая философия И. Канта.
Критический этап в философии Канта. Имманентное и трансцендентное.

31. Идеализм И. Фихте и Ф.В. Шеллинга.
Идеализм. Субъективный идеализм Фихте. Объективный идеализм Шеллинга.

32. Диалектика Г. В. Ф. Гегеля.
Объективный идеализм Гегеля. Гегель как систематизатор диалектики. Главный недостаток гегелевской диалектики.

33. Материализм Л. Фейербаха.
Критика Фейербахом Гегеля. Антропологический характер философии Фейербаха. Ограниченность фейербаховского материализма.

34. Марксизм.
К. Маркс как создатель диалектического материализма. Социальная философия К. Маркса.

35. Позитивизм.
О. Конт как основатель позитивизма. Органицизм Г. Спенсера.

36. Неокантианство.
Философия Канта и неокантианство. Достоинства и недостатки неокантианства.

37. Экзистенциализм.
Зарождение экзистенциализма (С. Кьеркегор, Ф. Ницше). Экзистенциализм А. Бергсона, К. Ясперса, Ж. П. Сартра.

38. Российская философия первой половины XIX века.
Социально-философские взгляды П. Я. Чаадаева. Славянофилы и западники.

39. Философия народничества.
Народничество. Истоки и основные положения философии народничества. Три направления в народничестве и их философия.

40. Религиозная философия В. Соловьева и Н. Бердяева.
Философия "всеединства" В. Соловьева как реакция на народничество. Учение о свободе Н. Бердяева.




ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ФИЛОСОФИЯ".
ВТОРАЯ ЧАСТЬ КУРСА

1. Бытие и мышление.
Основной вопрос философии. Бытие. Мышление.

2. Материя и сознание.
Основной вопрос философии. Материя. Основные типы материи. Сознание.

3. Физическая материя.
Материя. Физическая материя. Уровни физической материи.

4. Живая материя.
Материя. Живая материя. Уровни живой материи.

5. Социальная материя.
Материя. Социальная материя. Уровни социальной материи.

6. Метафизика.
Метафизика как учение о формах, её достоинства и недостатки.

7. Диалектика.
Диалектика как учение о содержании. Диалектическая триада. Достоинства и недостатки диалектики.

8. Материалистическая диалектика.
Метафизика и диалектика. Материалистическая диалектика как синтез метафизики и диалектики.

9. Человек как философская проблема.
Основные философские подходы к определению понятия "человек". Диалектический материализм как фундамент строго научного исследования человека.

10. Труд.
Широкое и узкое понимание труда. Развитие животных: мягкотелые, членистоногие, позвоночные. Экзо- и эндоскелет. Появление труда.

11. Социо- и антропогенез.
Социогенез. Роль труда в социогенезе. Антропогенез как заключительная стадия социогенеза. Гоминиды и их развитие. Появление коллектива и человека при изготовлении составных орудий.

12. Познание как социальный способ отражения мира.
Появление коллектива и человека при изготовлении составных орудий. Знак. Знание. Сознание. Познание.

13. Чувственное познание.
Познание. Чувственное познание. Чувственно-образное мышление и его основные формы.

14. Рациональное познание.
Познание. Рациональное познание. Абстрактное мышление и его основные формы. Отношение чувственного и рационального познания.

15. Община.
Коллектив. Община. Основные формы общинной деятельности (собирательство, промысел, производство). Достоинства и недостатки общины по сравнению с обществом.

16. Общество.
Коллектив. Общество. Несовместимость общества и общины. Достоинства и недостатки общества по сравнению с общиной.

17. Переход от общины к обществу.
Появление общества в очагах древнейшей цивилизации. Основное условие перехода от общины к обществу.

18. Общество и личность.
Личность. Проблемы отношения общества и личности.

19. Общество и государство.
Общество. Общественные классы. Государство как форма диктатуры господствующего в обществе класса.

20. Культура.
Культура. Культурность и дикость. Идеал. Материальная и духовная культура.

21. Нравственность.
Дух (общественное сознание). Нравственность как исходная форма духа. Добро и зло.

22. Правовое сознание.
Дух (общественное сознание). Правовое сознание. Отношение нравственного и правового сознания.

23. Религия.
Дух (общественное сознание). Религиозное сознание. Поли- и монотеизм. Отличие религиозной веры от общинных верований.

24. Научное познание мира.
Познание. Наука как форма культуры. Наука и религия. Особенности научного познания.

25. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
Научное познание. Эмпирический уровень научного познания. Теоретический уровень научного познания.

26. Формационный подход к истории человечества.
Проблема систематизации социальной истории. Теория формаций. Марксистская пятичленка, её достоинства и недостатки.

27. Культурно-цивилизационный подход к истории человечества.
Проблема систематизации социальной истории. Культурно-цивилизационная теория как реакция на теорию формаций. Достоинства и недостатки культурно-цивилизационного подхода к социальной истории.

28. Творчество.
Широкое и узкое понимание творчества. Дикое и культурное творчество. Диалектический характер творчества.

29. Художественное творчество.
Творчество. Художественное творчество, его типы и виды. Теория заражения Л.Н. Толстого. Теория катарсиса Л.С. Выготского.

30. Научно-техническая революция.
Предпосылки НТР. Необходимость НТР для современного человечества.

31. Противоречия НТР.
НТР. Позитивная и негативная стороны НТР.

32. Современные глобальные проблемы.
Причина возникновения глобальных социальных проблем. Основные виды глобальных социальных проблем и способы их преодоления.

33. Глобальная военно-политическая проблема.
Возникновение глобальной военно-политической проблемы, её развитие и современное состояние.

34. Глобальная экологическая проблема.
Экология. Глобальная экологическая проблема и её основные аспекты.

35. Кризис духовности.
Духовность как сфера общественного сознания. Современный кризис духовности и его основные проявления.

36. Глобальная экономическая проблема.
Экономика. Современная экономика. Глобальная экономическая проблема.

37. Проблемы современного образования.
Сфера образования. Специализация и универсализация. Обучение и переобучение. Развитие творчества как единственный путь решения проблем современного образования.

38. Концепция постиндустриального общества.
Схемы общественного развития. Постиндустриальное общество. Информационное общество. Достоинства и недостатки концепции постиндустриального общества.

39. Футурология.
Футурология и ее значение для современного общества. "Римский клуб". Недостатки современной футурологии и пути их устранения.

40. Современный уровень и перспективы философского познания мира.
Современная философия и современная наука. Кризис философии и пути его преодоления.




ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ "РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XI - ХХ ВЕКОВ"

1. Появление философии на Руси
Связь вопроса о появлении философии с вопросом о появлении государства. Значение Византии для философского развития Руси.

2. Русская философия XI - XVII вв.
Религиозный характер средневековой русской философии. Нестяжатели и осифляне

3. А.Н. Радищев как философ эпохи Просвещения
Ода "Вольность" как социально-философское произведение. Философское содержание "Путешествия из Петербурга в Москву". Трактат Радищева о человеке

4. "Философические письма" П.Я. Чаадаева
Философия Чаадаева как дворянская реакция на развитие капитализма. Противоречивость представлений Чаадаева о положении России в мире и перспективах её развития

5. Утопический социализм Н.Г. Чернышевского
Критика Чернышевским классической политэкономии. Философское обоснование Чернышевским возможности перескоков через стадии исторического развития. Утопический характер социалистических взглядов Чернышевского

6. Анархизм М.А. Бакунина и П.А. Кропоткина
Философские основы анархизма. Народнический характер русского анархизма. Бакунинское отношение к интеллигенции. Русский анархизм и марксизм

7. Марксизм, с точки зрения Г.В. Плеханова
Критика Плехановым народничества, её достоинства и недостатки. Плеханов о революции в России. Плеханов и Ленин

8. В.С. Соловьев как представитель русской религиозной философии XIX века
Философия всеединства Соловьёва как реакция на народнический социализм. Отношение Соловьёва к православному богословию

9. В.И. Ленин о социалистической революции
Отношение Ленина к либерализму. Ленинская интерпретация марксизма (теории империализма и слабого звена). Достоинства и недостатки ленинского марксизма

10. В.М. Чернов как главный идеолог эсеров
Критика Черновым марксизма. Социализация против национализации. Либеральный характер черновского социализма

11. Космизм В.И. Вернадского
Космизм. Понятие ноосферы. Идеалистический характер философии Вернадского

12. Философская психология Л.С. Выготского
Диалектический характер психологии Выготского. Теория катарсиса Выготского

13. Философия этногенеза Л.Н. Гумилёва
Суперэтнос, этнос и субэтнос в философии Гумилёва. Пассионарная личность. Идеалистический характер гумилёвской теории этногенеза




ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XI - XX ВЕКОВ"

1. Философский трактат о человеке А.Н. Радищева.
2. "Философические письма" П.Я. Чаадаева.
3. Философия славянофилов (И. Киреевский, А. Хомяков, К. Аксаков, Ю. Самарин).
4. Утопический социализм Н.Г. Чернышевского.
5. Анархизм М.А. Бакунина и П.А. Кропоткина.
6. Г.В. Плеханов как один из первых русских марксистов.
7. В.С. Соловьев как представитель русской религиозной философии XIX века.
8. В.И. Ленин о социалистической революции.
9. Учение о ноосфере В.И. Вернадского.
10. Философская психология Л.С. Выготского.

Основные требования к реферату:
1. Минимальный объем основного текста реферата - 15 страниц формата А4 с одинарным интервалом. Шрифт 14 пунктов. Выравнивание по ширине.
2. При написании реферата следует использовать не менее двух печатных (неэлектронных) источников. В конце реферата необходимо разместить список всех использованных источников с их полными библиографическими данными.
3. Ни одна цитата не должна быть без сноски, позволяющей определить цитируемый источник и его страницу (страницы).




ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ"

1. Чувственная и абстрактная ступени познания
Познание. Чувственное познание и его основные формы. Абстрактное познание и его основные формы. Отношение чувственного и абстрактного познания

2. Особенности теоретического познания
Познание. Чувственное и абстрактное познание. Теоретическое познание. Отношение теории и практики

3. Формальная и диалектическая логика
Логика. Формальная логика и её основные принципы. Диалектическая логика и её основные принципы. Противоположность формальной логики диалектической. Метафизика и диалектика как противоположные взгляды на мир

4. Философия как форма теоретического знания
Теоретическое познание. Философия. Философия и мифология. Философия и теология. Материализм и идеализм. Достоинства и недостатки философии как теоретического знания

5. Наука как форма теоретического знания
Теоретическое познание. Наука. Объективный характер научного знания. Достоинства и недостатки науки как теоретического знания

6. Материя и сознание
Основной вопрос философии. Материя. Основные типы материи. Сознание. Сознание и самосознание

7. Основные ступени развития материи
Материя. Физическая материя и фазы её развития. Живая материя и фазы её развития. Социальная материя и фазы её развития

8. Предмет физики, с точки зрения физиков
Физика. Достоинства и недостатки определения физики в физической литературе

9. Философские вопросы физики
Физика. Философия. Необходимость сочетания физического познания с философским и возникающие в связи с этим проблемы

10. Предмет биологии, с точки зрения биологов
Биология. Достоинства и недостатки определения биологии в биологической литературе

11. Философские вопросы биологии
Биология. Философия. Необходимость сочетания биологического познания с философским и возникающие в связи с этим проблемы

12. Физиология активности Н.А. Бернштейна
Психология. Философия. Необходимость сочетания психологического познания с философским и возникающие в связи с этим проблемы

13. Предмет антропологии, с точки зрения антропологов
Антропология. Достоинства и недостатки определения антропологии в антропологической литературе

14. Философские вопросы антропологии
Антропология. Необходимость философского взгляда на человека в антропологии. Проблема антропогенеза. Появление человека как закономерный итог развития труда у гоминидов

15. Предмет психологии, с точки зрения психологов
Психология. Достоинства и недостатки определения психологии в психологической литературе

16. Философские вопросы психологии
Психология. Философия. Необходимость сочетания психологического познания с философским и возникающие в связи с этим проблемы

17. Философская психология Л.С. Выготского
Психология. Философия. Диалектический характер психологии Выготского. Теория катарсиса Выготского

18. Социология как естественнонаучная дисциплина
Наука. Социология. Достоинства и недостатки определения социологии в социологической литературе

19. Философские вопросы социологии
Социология. Философия. Необходимость сочетания социологического познания с философским и возникающие в связи с этим проблемы

20. Космизм В.И. Вернадского
Космизм. Понятие ноосферы. Идеалистический характер философии Вернадского

21. Философия этногенеза Л.Н. Гумилёва
Суперэтнос, этнос и субэтнос в философии Гумилёва. Пассионарная личность. Идеалистический характер гумилёвской теории этногенеза

22. Творчество как проблема
Творчество. Противоположность творческого и логического отношения к миру. Эволюция теоретических взглядов на творчество и на его роль в социальной жизни

23. Появление эвристики как науки о творчестве
Эвристика. Закономерность превращения эвристики в науку в начале ХХ века. Основные проблемы научной эвристики

24. Мозговой штурм
Эвристика. Мозговой штурм. Связь мозгового штурма с фрейдизмом. Достоинства и недостатки мозгового штурма

25. Синектика
Эвристика. Синектика. Достоинства и недостатки синектики

26. Основные положения ТРИЗ Г.С. Альтшуллера
Эвристика. Появление ТРИЗ как закономерный этап развития эвристики в ХХ веке. Основные принципы ТРИЗ. Диалектический характер ТРИЗ

27. АРИЗ как основной инструмент ТРИЗ
ТРИЗ. АРИЗ. Достоинства и недостатки АРИЗ

28. Достоинства и недостатки ТРИЗ
ТРИЗ. Преимущества ТРИЗ по отношению к другим теориям эвристики. Недостатки ТРИЗ и пути их преодоления

29. Проблема синтеза философии и науки
Противоположность науки донаучным формам теоретического знания (мифологии, философии и теологии). Необходимость синтеза философского и научного познания. Марксизм как синтез философии и науки. Материалистическая диалектика

30. Основные достижения и проблемы НТР
НТР. Предпосылки НТР. Необходимость НТР для современного человечества. Позитивная и негативная стороны НТР




ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ЛОГИКА"

1. Два типа мышления
Мышление. Конкретное мышление и его основные формы. Абстрактное мышление и его основные формы.

2. Формальная и диалектическая логика
Логика. Формальная логика и ее основные принципы. Диалектическая логика и ее основные принципы.

3. Знак. Типы знаков и виды значений
Знак. Типы знаков. Виды значений.

4. Семантические категории языка
Семиотика и ее основные разделы. Семантическая категория языка. Основные семантические категории.

5. Алфавит языка логики предикатов
Естественные и искусственные языки. Язык логики предикатов. Алфавит языка логики предикатов.

6. Определение правильно построенной формулы
Синтаксис языка логики предикатов. Терм. Определение правильно построенной формулы.

7. Табличное исследование высказываний
Построение таблицы истинности для данной логической формулы.

8. Понятие. Типы и виды понятий
Понятие. Содержание и объем понятия. Обобщение и ограничение понятий. Основные способы обобщения понятий. Классификация понятий.

9. Правила деления понятий
Деление понятия. Типы деления понятий. Основные правила деления понятий.

10. Правила определения понятий
Определение понятия. Приемы, сходные с определением понятия. Номинальные и реальные определения. Основные правила определения понятий.

11. Категорические суждения
Суждение. Качество и количество суждения. Категорическое суждение. Виды категорических суждений. Стандартная запись категорических суждений.

12. Отрицание суждений
Отрицание суждения. Отрицание категорического суждения. Отрицание соединительного, разделительного и условного суждений.

13. Непосредственные умозаключения
Умозаключение. Непосредственное умозаключение. Виды непосредственного умозаключения (вывод по "логическому квадрату", обращение и превращение)

14. Условно-категорические и разделительно-категорические умозаключения
Умозаключение. Условно-категорическое умозаключение и его виды. Разделительно-категорическое умозаключение и его виды.

15. Дилеммы
Умозаключение. Дилемма и ее виды.

16. Условные умозаключения
Умозаключение. Условное умозаключение и его виды.

17. Простой категорический силлогизм
Умозаключение. Простой категорический силлогизм. Термины простого категорического силлогизма. Фигура и модус простого категорического силлогизма.




ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ЛОГИКА ТВОРЧЕСТВА"

1. Роль творчества в современном мире.
2. Донаучные представления о творческом акте.
3. Научный этап исследования творчества.
4. Формальная логика и творчество.
5. Диалектическая логика и творчество.
6. Эстетика и ее предмет.
7. Психологическое и антипсихологическое направления в эстетике.
8. Искусство как материя и как форма. А. А. Потебня против В. Б. Шкловского.
9. Экспозиция. Тема произведения. Явное противоречие.
10. Неявное противоречие. Художественный образ.
11. Переход от внутреннего противоречия к внешнему.
12. Роль основной части текста. Борьба противоположностей.
13. Движение эмоциональных планов. Балансировка противоположностей.
14. Роль концовки в художественном тексте. Синтез противоположных образов.
15. Концовка в произведении коммерческого искусства.
16. Диалектический анализ басен И. А. Крылова "Ворона и Лисица" и "Волк и Ягненок".
17. Диалектический анализ басен И. А. Крылова "Стрекоза и Муравей" и "Волк на псарне".
18. Художественное творчество как социальная проблема. Теория заражения Л. Н. Толстого.
19. Аристотель о специфике художественного творчества.
20. Понятие катарсиса у Л. С. Выготского.
21. Эвристика. Оценка эффективности методов поиска творческих решений.
22. Мозговой штурм. Теория решения изобретательских задач Г. С. Альтшуллера.
23. Материалистическая диалектика. Восхождение от абстрактного к конкретному в "Капитале" К. Маркса.
24. Восхождение от абстрактного к конкретному в интерпретации В. А. Вазюлина.
25. Восхождение от абстрактного к конкретному в интерпретации К. Х. Момджяна.
26. Логика творчества. Воспитание творческой личности.




ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ЛОГИКА"

1. Конкретное мышление и его формы.
Мышление. Конкретное мышление. Основные формы конкретного мышления (ощущение, восприятие, представление). Чувственная ступень познания мира.

2. Абстрактное мышление и его формы.
Мышление. Абстрактное мышление. Основные формы абстрактного мышления (понятие, суждение, умозаключение). Рациональная ступень познания мира.

3. Возникновение абстрактного мышления.
Община и общество. Мышление первобытного общинника. Переход от общины к обществу. Появление абстрактного мышления.

4. Причины появления логики, её предмет и значение.
Проблема непонимания. Возникновение логики. Предмет и значение логики. Необходимость логики для человека, живущего в обществе.

5. Основные вехи развития логического знания.
Логика. Формальная логика, ее достоинства и недостатки. Диалектическая логика, ее достоинства и недостатки. Формальный и диалектический варианты логики как ее противоположные стороны. Синтез противоположных вариантов логики: материалистическая диалектика.

6. Основные принципы формальной логики.
Формальная логика. Принципы тождества, непротиворечия, исключенного третьего и достаточного основания в двух формулировках (узкой и широкой).

7. Основные принципы диалектической логики.
Диалектическая логика. Принципы единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество и отрицания отрицания.

8. Знак. Смысл и значение. Типы знаков.
Знак. Смысловое и предметное значения знака. Типы знаков (индикаторы, образы и символы).

9. Знаковые системы (языки). Основные разделы семиотики.
Естественные и искусственные языки. Семиотика и ее основные разделы (синтактика, семантика и прагматика).

10. Семантические категории языка.
Семантика. Семантическая категория языка. Дескриптивные и логические термины. Предложение, имя, знаки признака, свойства и отношения.

11. Научные принципы употребления имён.
Семантическая категория языка. Имя. Принципы предметности, однозначности и взаимозаменимости.

12. Алфавит языка логики предикатов.
Язык логики предикатов. Алфавит языка логики предикатов.

13. Синтаксис языка логики предикатов.
Язык логики предикатов. Синтаксис языка логики предикатов (определения терма и правильно построенной формулы).

14. Таблица истинности логических связок.
Правила построения и содержание таблицы истинности конъюнкции, дизъюнкции, импликации и эквиваленции.

15. Табличное исследование высказываний.
Смысл и правила построения таблицы истинности для логической формулы высказывания.

16. Понятие, его содержание и объём. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия.
Понятие. Содержание и объём понятия. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия.

17. Обобщение и ограничение понятий.
Понятие. Обобщение и ограничение понятий. Основные приемы обобщения (ограничения) понятий.

18. Виды понятий.
Понятие. Единичное и общее понятия. Классификация понятий по отношениям между их объемами.

19. Приёмы, сходные с определением.
Понятие. Определение понятия. Основные приемы, сходные с определением понятия (остенсивное определение, сравнение, разъяснение через пример, описание, характеристика).

20. Определение и его виды.
Понятие. Определение понятия. Номинальное и реальное определения понятия. Явное и неявное определения понятия.

21. Правила определения.
Понятие. Определение понятия. Основные правила определения понятия и ошибки, возникающие при нарушении этих правил.

22. Деление и его типы.
Понятие. Деление понятия. Типы деления понятия (мереологическое и таксономическое деление).

23. Правила деления.
Понятие. Деление понятия. Основные правила деления понятия и ошибки, возникающие при нарушении этих правил.

24. Классификация.
Понятие. Деление понятия. Классификация. Основные черты правильной классификации.

25. Простые атрибутивные суждения. Категорические суждения.
Суждение. Простое суждение. Субъект и предикат суждения. Простое атрибутивное суждение. Качество и количество суждения. Категорическое суждение. Виды категорических суждений. Стандартная запись категорических суждений.

26. Распределенность терминов в категорических суждениях.
Категорическое суждение. Термины категорического суждения (субъект и предикат). Виды категорических суждений. Распределенность (нераспределенность) термина. Варианты распределенности терминов в категорических суждениях.

27. Отношения между категорическими суждениями.
Категорическое суждение. Виды категорических суждений. Отношения между категорическими суждениями разных видов (подчинение, контрарность, субконтрарность, контрадикторность).

28. Суждения об отношениях.
Суждение. Простое суждение. Простое реляционное суждение. Качество и количество простого реляционного суждения.

29. Сложные суждения.
Суждение. Сложное суждение. Виды сложных суждений (соединительное, разделительное, условное суждения и суждение об эквивалентности). Подвиды разделительных и условных суждений.

30. Алетическая модальность.
Суждение. Ассерторическое и модальное суждения. Алетическое суждение. Связи эквивалентности между алетическими суждениями.

31. Деонтическая модальность.
Суждение. Ассерторическое и модальное суждения. Деонтическое суждение. Связи эквивалентности междудеонтическими суждениями.

32. Вопрос. Виды вопросов и ответов.
Вопрос. Базис (предпосылка) вопроса. Виды вопросов и ответов.

33. Умозаключение. Понятие вывода. Типы умозаключений.
Умозаключение. Понятие вывода. Схема умозаключения. Типы умозаключений.

34. Непосредственные умозаключения.
Умозаключение. Дедуктивное умозаключение. Непосредственное умозаключение. Виды непосредственных умозаключений (вывод по "логическому квадрату", обращение и превращение).

35. Условно-категорические умозаключения.
Умозаключение. Дедуктивное умозаключение. Условно-категорическое умозаключение. Виды условно-категорических умозаключений.

36. Разделительно-категорические умозаключения.
Умозаключение. Дедуктивное умозаключение. Разделительно-категорическое умозаключение. Виды разделительно-категорических умозаключений.

37. Дилеммы.
Умозаключение. Дедуктивное умозаключение. Дилемма. Виды дилемм.

38. Условные умозаключения.
Умозаключение. Дедуктивное умозаключение. Условное умозаключение. Виды условных умозаключений.

39. Простой категорический силлогизм.
Умозаключение. Дедуктивное умозаключение. Простой категорический силлогизм. Термины простого категорического силлогизма. Стандартная запись простого категорического силлогизма.

40. Фигуры и модусы силлогизма.
Умозаключение. Дедуктивное умозаключение. Простой категорический силлогизм. Фигура простого категорического силлогизма. Схемы фигур. Модус простого категорического силлогизма.

41. Энтимема. Восстановление полного силлогизма из энтимемы.
Простой категорический силлогизм. Энтимема. Восстановление полного силлогизма из энтимемы.

42. Обратная дедукция.
Умозаключение. Индуктивное умозаключение. Обратная дедукция.

43. Полная обобщающая индукция.
Умозаключение. Индуктивное умозаключение. Полная обобщающая индукция.

44. Неполная обобщающая индукция.
Умозаключение. Индуктивное умозаключение. Неполная обобщающая индукция.

45. Умозаключения по аналогии. Моделирование.
Умозаключение. Умозаключение по аналогии. Моделирование.

46. Методы установления причинной связи явлений.
Причина. Методы единственного сходства, единственного различия, сходства и различия, сопутствующих изменений, остатков.

47. Проблема.
Проблема. Неразвитая и развитая проблемы. Формулировка проблемы.

48. Гипотеза и теория.
Гипотеза. Требования, предъявляемые к гипотезе. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Теория.




ПРИМЕРЫ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ЗАДАЧ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ЛОГИКА"

На экзамене по логике к теоретическим вопросам билета прилагается задача одного из шести видов. Ниже даны примеры этих задач и образцы их решения.

1. Представьте в виде круговой схемы отношения между объемами данных понятий:
растение, дерево, дуб, животное, птица.


Решение:
А - растение, В - дерево, С - дуб, D - животное, Е - птица.




2. Подберите понятия А, В, С и D, отношения между объемами которых соответствуют данной схеме:



Решение:
А - растение, В - дерево, С - дуб, D - животное.


3. Исследуйте табличным способом логическую форму высказывания.



Решение:

2 1 4 3
p q p q
0 0 1 0 1 0 0 0
0 0 0 1 1 0 1 1
1 1 1 0 1 1 1 0
1 0 0 1 1 1 1 1


4. Представив суждение как стандартное категорическое, осуществите по возможности:
а) обращение,
б) превращение.
Не все коту масленица.


Решение:
Стандартная запись: Некоторые дни кота не суть масленичные.
а) Обращение для частноотрицательных суждений не проводится.
б) Результат превращения: Некоторые дни кота суть немасленичные.


5. Запишите умозаключение как стандартный категорический силлогизм и, определив фигуру и модус, проверьте его правильность с помощью круговой схемы.
Порядочному человеку можно доверять, а лжец не заслуживает доверия. Следовательно, порядочные люди не бывают лжецами.


Решение:
Стандартная запись:
Ни один лжец (Р) не есть заслуживающий доверия (М).
Всякий порядочный человек (S) есть заслуживающий доверия (М).


Ни один порядочный человек (S) не есть лжец (Р).

S - порядочный человек, Р - лжец, М - заслуживающий доверия.
Фигура II, модус ЕАЕ.
Круговая схема:


Силлогизм правильный.

6. Не используя единичные суждения, постройте, исходя из истинных посылок, простой категорический силлогизм по заданным фигуре, модусу и одному из трех терминов.
I, ААА, S - дуб.


Решение:
Всякое дерево (М) есть растение (Р).
Всякий дуб (S) есть дерево (М).


Всякий дуб (S) есть растение (Р).




ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ЛОГИКА"




home