ОФИЦИАЛЬНАЯ НАУКА И ТЕОРИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА Г.С. АЛЬТШУЛЛЕРА: МЕТАФИЗИКА ПРОТИВ ДИАЛЕКТИКИ
Можно ли разработать методологию творчества? Долгое время - с древности по новое время - казалось, что творчество - это произвол творца, это полное отсутствие каких бы то ни было правил, это сугубо индивидуальная, неповторимая деятельность, зависящая от множества случайных обстоятельств, а потому неизбежно ускользающая от исследователя, нацеленного на поиск закономерностей. Вплоть до начала ХХ века "общество еще не имело потребности в овладении механизмами творчества людей: таланты появлялись как бы сами собой, они стихийно создавали шедевры литературы, искусства, делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся культуры. В большинстве случаев в творчестве видели свободу проявления человеческого духа, не связанную объективными законами, не поддающуюся научному анализу. Идея целенаправленного повышения эффективности созидания новых общественно значимых ценностей рассматривалась как пустая забава" [1, 431 - 432]. Разработкой методологии творческого акта никто серьезно не занимался, даже самые великие умы, но с развертыванием научно-технической революции положение кардинально изменилось.
Мы живем в эпоху НТР. Многие не замечают, какой глубокий смысл заключен в этой привычной фразе, застывшей как примитивный, невыразительный штамп. Попробуем вернуть ей глубину, обратившись к историческому материалу.
Еще полтора - два столетия назад человек жил в относительно стабильном мире, в окружении привычных предметов, существенно не менявшихся на протяжении всей его жизни. Он занимался обычными для него конкретными делами, содержание которых изо дня в день оставалось одним и тем же. Подавляющее большинство людей было занято крестьянским трудом, жестко регламентированным природой. Даже в России начала ХХ века, далеко не самом отсталом государстве того времени, "из 125,6 млн. населения страны в сельской местности жило около 110 млн., или 87% населения" [2, 190]. К примеру, если вы хлебороб, вам нужно пахать, сеять, жать, пахать, сеять, жать, и так - из года в год без существенных перемен. Причем сельский труд мало чем отличался от того, который имел место в средние века: "Сельскохозяйственных машин было незначительное количество, и главной рабочей силой в деревне были лошади, волы да крестьянские руки" [2, 190]. Поэтому не удивительно, что "миллионы людей находились в плену средневековых представлений о мире, их кругозор ограничивался родной деревней, кишлаком или аулом. Подавляющее большинство населения (73,7% по переписи 1897 г.) было неграмотным" [3, 204].
До сих пор сельская жизнь очень консервативна. Да и в промышленности того времени деятельность носила по преимуществу рутинный характер.
Принципиально новые технологии появлялись редко, а их внедрение занимало длительный период. Например, еще в 1802 г. В.В. Петров впервые наблюдал электрическую дугу. На основе этого явления лишь в 1876 г. П.Н. Яблочков создал дуговую лампу, а широкое практическое применение электрическая дуга получила лишь к середине ХХ века. Наука "была почти всецело делом индивидов, более или менее изолированных личностей или, самое большее, узкого круга людей, принадлежащих к замкнутому научному сообществу (а значит, в значительной мере отделенных от остального общества)" [4, 29].
В условиях отрыва науки от промышленной деятельности профессиональное обучение новичков на предприятиях не представляло особых проблем и часто осуществлялось в процессе самого производства, на личном примере опытных работников.
С конца XIX века на базе промышленного переворота в развитых странах технический прогресс получил заметное ускорение, которое в наши дни стало еще более впечатляющим. "Все вокруг развивается фантастическими темпами, и стремительность этих перемен с каждым годом не ослабевает, но только возрастает", - подчеркивает К.В. Сельченок [5, 10]. Ему вторит Н.Т. Петрович: "Развернувшаяся по всей планете в последние десятилетия научно-техническая революция удваивает наши знания во многих областях в течение нескольких лет, а сопровождающий их поток информации увеличивается за это же время в 10 и более раз" [6, 187].
"По данным ученых, - приводят более точные статистические данные М.И. Меерович и Л.И. Шрагина, - количество информации каждые 15 лет удваивается. Проанализировав публикации, американский психолог Прайс подсчитал, что на смену 50% содержания науки в настоящее время уходит от 3 лет в биомедицине до 16 лет в географии. В качестве наиболее характерного и наглядного примера можно привести микроэлектронику и вычислительную технику: за неполные 40 лет сменилось 5 поколений ЭВМ!" [7, 12 - 13]
Даже в области культуры, более консервативной по сравнению с экономической сферой, серьезные сдвиги стали происходить гораздо чаще, чем раньше. Пример - бальные танцы. Возьмем такую цепочку: вальс - танго - фокстрот - рок-н-ролл. Эта последовательность отражает переход популярности от одного танца к другому, происходивший в пределах считанных десятилетий.
Высокие темпы прогресса во всех сферах деятельности, с одной стороны, оказывают благотворное влияние на общественную жизнь, всесторонне расширяя возможности человека, но с другой стороны - порождают серьезнейшие проблемы глобального характера. НТР вызвала гонку вооружений, в ходе которой разрабатываются все новые и новые средства массового уничтожения людей, привела к глобальному загрязнению среды промышленными отходами, потрясла до самого основания сферу культуры, породив при этом глобальный кризис духовности, массовую потерю моральных ориентиров.
Д. Мичи и Р. Джонстон оценивают современную ситуацию как чрезвычайно опасную: "Наш мир, возможно, близится к катастрофе. К такому выводу нетрудно прийти при любом трезвом анализе состояния нашей планеты" [8, 14]. "Человечеству грозит гибель уже в XXI веке", - вторит зарубежным авторам наш соотечественник Е.Д. Яхнин [9, 165]. Другой россиянин, крупный специалист по теории управления академик Н.Н. Моисеев не просто предупреждает о глобальной опасности, а бьет в набат: "…Человек сегодня … подошел к краю пропасти. И пока не ведает об этом. Еще один неосторожный шаг - и он сорвется в бездну. Жестокая реальность состоит в том, что слова о пропасти - это не просто эффектная фраза. Она отвечает тому, что имеет место в действительности: на самом деле, один неосторожный шаг, одно неосторожное действие - и человечество может исчезнуть с лика Земли" [10, 13 - 14].
Академика Моисеева особенно тревожит экологическая обстановка: "…Самым опасным и трагичным для человека может оказаться потеря стабильности биосферы (нарушение извечного хода событий), возможность перехода биосферы в некое новое состояние, в котором ее параметры исключат возможность существования человека" [10, 46]. А вот М. Блюменкранц в неменьшей степени обеспокоен кризисной обстановкой в духовной сфере: "…Вполне возможно, что единственная глобальная проблема, которая стоит перед современной культурой, - это выжить" [11, 162].
Но есть ли у человека воля к жизни? То, что люди сами, своей собственной деятельностью вызвали лавину опасных проблем и не спешат обуздать ее, настроило С.Г. Кара-Мурзу на крайне пессимистический лад: "Каков результат развития человечества при господстве культуры индустриального общества и европейской науки как ее ключевого элемента? Результатом явилась потеря человечеством инстинкта самосохранения. … Разные проявления современного кризиса … выглядят как симптомы медленного, "наркотического" вползания человечества в необратимые самоубийственные процессы" [12, 9 - 10].
Решение растущих, как лавина, проблем НТР требует огромного напряжения умственных и физических сил, высокого уровня культуры. Во-первых, на многих рабочих местах в передовых отраслях промышленности уже сейчас необходимо высшее образование. Без него не справиться с нарастающим валом задач. "Если лет 30 - 40 тому назад с понятием интеллектуального потенциала связывалось представление только о людях, которых обычно причисляли к интеллигенции, т.е. об инженерах-исследователях, конструкторах, ученых, писателях, то теперь его носителем являются и многие рабочие специальности. В самом деле, обслуживание целого ряда высших технологий требует инженерной квалификации" [10, 151].
Во-вторых, знания быстро устаревают, поэтому их нужно то и дело совершенствовать в процессе переобучения. "Обновление знаний идет столь быстро, - подчеркивает Петрович, - что человек всю жизнь должен овладевать новой информацией, должен учиться. Если он прекратит этот процесс даже на короткое время, то безнадежно отстанет, дисквалифицируется…" [6, 188] Эту тему развивают Меерович и Шрагина: "Старые знания и навыки оказываются ненужными, и возникает постоянная потребность приобретения новых знаний и навыков, что, соответственно, требует колоссальных расходов. Уже сейчас передовые страны вкладывают в образование 15 - 19% национального бюджета, а наиболее могущественные фирмы - до 20 - 25% прибыли в переподготовку персонала" [7, 13].
"Принято считать, - пишет по данному вопросу педагог-новатор А.В. Хуторской, - что образование - это передача новому поколению опыта и знаний предыдущего. Так построено большинство педагогических систем, действующих в современных школах и вузах. Однако общепринятое понимание образования как усвоения человеком опыта прошлого вступает сегодня в противоречие с … необходимостью решения насущных проблем стремительно изменяющегося мира" [13, 8].
В России вопросы переобучения стоят особенно остро. "Одним из серьезных недостатков российского образования является недостаточное внимание к адаптационным задачам образования, без чего оно не может стать "Образованием для будущего", - подчеркивает Н.С. Юлина. - Этот недостаток виден в том, что по своему содержанию российское образование в значительной мере опрокинуто в прошлое" [14, 61].
Породив растущую лавину проблем и необходимость ее оседлать, научно-технический прогресс породил и ряд связанных с этим противоречий:
1. С одной стороны, требуются все новые специальности, с другой - новые специальности требуют углубленного изучения.
2. С одной стороны, нужно ограничивать широту знаний, чтобы она не мешала специализации, с другой - нужно бороться с профессиональным консерватизмом, расширяя его кругозор.
3. Подготовка высококвалифицированного специалиста требует огромных затрат, но эти затраты не окупаются, так как быстрое устаревание знаний требует переподготовки специалиста.
Как разрешить эти противоречия? Выход один: воспитывать творческую личность, нацеленную на активное участие в общественных делах. "В связи с научно технической революцией, - отмечает Я.А. Пономарев, - возникла резко выраженная потребность в систематическом, сознательном, преднамеренном управлении творческой деятельностью, прежде всего в науке и технике: надо было растить творческих работников, отбирать кадры, мотивировать творческую деятельность, стимулировать успех творческого акта, использовать возможности автоматизации умственного труда, формировать творческие коллективы и т. п." [1, 433] "Темп современного научно-технического прогресса, - вторят Пономареву Меерович и Шрагина, - ставит перед системой образования принципиально новую задачу: сформировать личность исполнителя, эффективно реагирующего на постоянное изменение технологии как на своем рабочем месте, так и во всей технологической цепочке" [7, 15].
В том же духе освещает данную тему К.В. Сельченок: "Широко распространена иллюзия относительно ограниченности ресурсов, которыми располагает планетарное человечество. Все тяготящие и гнетущие нас проблемы укоренены лишь в одном - в недостатке изобретательности, в нехватке креативности, в неумении творчески использовать свои собственные психодуховные ресурсы" [15, 309]. "Приглашение к участию в психокультурной революции, - пишет далее Сельченок, - вовсе не моралистский лозунг, а эволюционно обусловленный ответ на закономерно возникший в связи с началом Информационной Эпохи вызов, адресованный самим людям. Человек создал поистине волшебные машины, развил удивительнейшие знания о природе и подчинил себе колоссальные энергии. В конце концов, он вызвал к жизни то, что именуется "информационным взрывом". Однако при этом люди забыли о планомерном и технически грамотном совершенствовании своих собственных способностей, что неизбежно привело к углублению противоречия между мудрыми машинами и сомнительно разумным человеком" [15, 309 - 310].
Назревшую необходимость развивать креативные черты современной личности отмечает и Н.С. Юлина. Главный недостаток отечественного образования она видит "в информативном крене, в то время как основной упор следует делать на улучшение качества мышления. То есть на развитие гибкости ума, рефлексивности, открытости новому, на умение работать творчески, критически, контекстуально. Одним словом, - подчеркивает Юлина, - уделяется мало внимания тому, чтобы дети научились справляться с неординарными проблемами, которые подбрасывает динамично развивающийся мир" [14, 61].
Информативный крен образования не является специфически российским. Еще в начале 60-х годов ХХ века о нем же писал выдающийся педагог Д. Пойа, характеризуя преподавание математики в колледжах США [16, 17]. "Чтобы ликвидировать этот недостаток, программа подготовки учителя должна открывать простор для творческой работы на соответствующем уровне", - подчеркнул Пойа [16, 17]. Американский педагог прав: для воспитания творческой личности нужны особые образовательные программы, эффективные методологии развития креативности, разработанные на основе научного исследования логических особенностей творчества.
Итак, сама жизнь решительно поставила в повестку дня вопрос о методах креативной деятельности, который долгое время казался бессмысленным. Методологические аспекты творчества не только нужно, но и необходимо исследовать. Без этого не решить современные социальные проблемы.
Как официальная отечественная наука откликнулась на растущую общественную потребность в развитии креативной деятельности? В начале ХХ века представители только что возникшей экспериментальной психологии развернули систематические исследования с целью выявления законов творчества и создания методологии творческого развития.
Казалось, что очень скоро, опираясь на эксперименты, психологи раскроют все тайны творчества, разработают его методологию и тем самым создадут надежную теоретико-методологическую основу для переориентации системы образования на развитие креативности. Однако этого не случилось, методологические достижения психологии творчества, основанные на многочисленных и разносторонних экспериментах, оказались чрезвычайно скромными. Чтобы понять, почему так произошло, обратимся к анализу конкретного психологического исследования.
В качестве примера возьмем классическую для советской психологии работу под названием "Опыт экспериментального исследования мышления" [17, 269 - 280]. Хотя в названии ничего не сказано о проблеме создания методов развития творческих аспектов умственной деятельности, работа посвящена именно этой теме, о чем и заявлено во вступлении: "Среди психологических вопросов, относящихся к проблеме мышления, одним из наиболее важных является вопрос о том специфическом звене мыслительной деятельности, которое придает ей отчетливо выраженный творческий характер.
Когда ученый или изобретатель, рабочий-рационализатор или учащийся стоят перед новой, впервые осваиваемой ими задачей, то обычно процесс решения такой задачи имеет как бы два этапа: первый этап - нахождение адекватного принципа, способа решения, который прямо не вытекает из условий задачи; второй этап - применение найденного уже принципа решения…
Иногда этот второй этап требует большого внимания и труда, но все же это этап только дальнейшей разработки и конкретизации решения, которое в своем общем виде, т. е. именно в принципе, уже известно.
Другое дело - первый этап, этап нахождения самого принципа или, как иногда говорят, идеи решения. Это и есть наиболее творческое звено мыслительной деятельности" [17, 269 - 270].
Хотя "очень часто подчеркивают случайность тех обстоятельств, в которых происходит … открытие новой идеи, нового принципа решения", авторы работы проявили намерение, используя серию строго поставленных экспериментов, если не опровергнуть, то основательно поколебать мнение о случайности творчества и серьезно задались вопросом: "Что же представляет собой это так называемое творческое звено мыслительной деятельности?" [17, 270]
В ходе экспериментов "испытуемым предлагались задачи, решить которые можно только с помощью "подсказок". Одни из них - прямые указания к действию - не представляли особого интереса, здесь исчезала ситуация творческой задачи (опираясь на такую "подсказку", испытуемый решал задачу логически). Прямое содержание другой группы "подсказок" не имело "существенной" связи с задачей, связь заключалась в "случайном признаке", например в совпадении движения руки при выполнении "подсказки" и при решении задачи" [17, 279].
Итак, во всех экспериментах испытуемые кроме основной задачи получали вспомогательную (подсказку). При этом психологи стремились выяснить специфические особенности творческого процесса. В основу их гипотезы о характере последнего был "положен факт неоднородности результата действия в ситуации "подсказки" - наличия в нем прямого (осознаваемого) и побочного (неосознаваемого) продуктов" [17, 279]. Практический интерес представляло определение условий превращения побочного продукта действия в прямой.
Что же удалось выяснить?
"Перевод побочного продукта действия на положение прямого оказывается возможным в том случае, когда "подсказка" предваряется задачей, т. е. когда вначале дается задача, выступающая здесь в стимулирующей функции; затем следует "подсказка"; наконец - вновь задача, выступающая теперь уже в выявляющей функции. Под действием стимулирующей задачи у испытуемого возникает поисковая доминанта, определяющая ход ориентировки в ситуации "подсказки"" [17, 280].
Был установлен и целый ряд менее масштабных закономерностей творческой деятельности:
"1. Чем больше прямой продукт действия в "подсказке" удовлетворяет той или иной потребности субъекта, тем меньше вероятность переориентировки на побочный продукт и тем резче угасает поисковая доминанта, вызванная стимулирующей задачей.
2. Введение усложнений в ситуацию стимулирующей задачи искажает формируемую под ее влиянием поисковую доминанту; простота стимулирующей задачи - фактор, благоприятствующий преобразованию побочного продукта действия в прямой.
3. Аналогичным образом решению способствует простота выявляющей задачи.
4. Чем менее автоматизирован этот способ действия, которым выполняется "подсказка", тем в большем числе случаев осознается побочный продукт действия.
5. Успех решения зависит и от особенностей того способа, в который преобразуется при переходе к выявляющей задаче образованный в ситуации "подсказки" побочный продукт действия: чем более обобщенным оказывается этот способ, тем легче становится перенос" [17, 280].
Представляют ли эти результаты теоретический интерес? Безусловно. Научно было обосновано несколько фундаментальных положений. Что же касается практической стороны этих результатов, то здесь дело обстоит гораздо хуже. Теоретически, на основе специально организованной серии экспериментов психологи установили лишь то, что и ранее было известно, причем широко применялось на практике. Чтобы такая оценка не выглядела слишком резкой, рассмотрим подробней приведенные выше результаты психологического исследования.
"Перевод побочного продукта действия на положение прямого оказывается возможным в том случае, когда "подсказка" предваряется задачей…" Получается, что авторы работы "Опыт экспериментального исследования мышления" всерьез рассматривали возможность подсказать что-либо кому-либо еще до возникновения у последнего потребности в подсказке. Насколько неэффективны такого рода назойливые "подсказки" давно уже известно на практике. Они говорят о стремлении похвастать знанием ответа на задачу, а вовсе не о желании помочь.
Теперь о пронумерованных результатах исследования. Первый результат сводится к следующему общеизвестному положению: чем больше задача-подсказка отличается от основной, тем менее пригодна она как подсказка. Это далеко не новая мысль, и, разумеется, вряд ли кто будет ее оспаривать.
Столь же банально содержащееся в результатах 2 и 3 утверждение о том, что простота основной задачи облегчает сравнение ее со вспомогательной и, стало быть, использование последней в ее вспомогательном качестве. Очевидно, справедливо и то, о чем говорит результат 5: простота задачи-подсказки облегчает выполнение ею ее вспомогательной роли.
Менее очевиден результат 4, но, если вдуматься в его формулировку и высказаться проще, получится примерно следующее: чем больше творчества требует решение вспомогательной задачи, т.е. чем больше вариантов решения нужно перебрать в сознании, тем вероятнее, что помимо основного будет осознан и побочный продукт этого решения, играющий вспомогательную роль при решении основной задачи. Опять довольно-таки банальная мысль: чем больше приходится осознавать, решая одну задачу, тем легче осознать при этом что-то полезное для решения другой.
Во вступлении к работе "Опыт экспериментального исследования мышления" упоминались ученый, изобретатель, рационализатор и учащийся - словом, все, кто в первую очередь нуждается в развитии креативных качеств. Ради этих людей, собственно говоря, и проводилось данное психологическое исследование. Но могут ли они удовлетвориться его результатами? Конечно, нет. Из рассмотренной нами работы (а это классическое психологическое исследование, посвященное вопросам развития творчества!) можно выудить, пожалуй, лишь одну практическую рекомендацию для эффективной организации творческого акта: хотите добиться успеха - берите задачу попроще.
Да и сами психологи, экспериментально изучающие креативность, предпочитают иметь дело с простыми, а не сложными творческими задачами. Почему? Исследование последних, объясняет Г.С. Альтшуллер, "наталкивается на практически неодолимые трудности. Творческий процесс растянут во времени; начиная наблюдение, исследователь не может быть уверен, что "подопытный изобретатель" решит задачу хотя бы за 5 или 10 лет. Да и само наблюдение нарушает чистоту эксперимента: чем подробнее психолог расспрашивает изобретателя, тем больше он узнает о ходе его мыслей, но тем сильнее вопросы влияют на этот ход мыслей, меняя и искажая его. Хотя творческий процесс длится очень долго, само решение появляется внезапно, часто в виде мгновенного "озарения". Тут просто невозможно о чем-то расспрашивать. Да и вообще данные, сообщаемые изобретателем, могут не отражать истинного хода мыслей" [18, 9].
Сказать, что экспериментальная психология творчества в практическом плане проявила совершенную несостоятельность, было бы несправедливо. "Выяснилось, что испытуемые решают задачи перебором вариантов, что многое при этом зависит от предшествующего опыта, что каждый рассмотренный вариант перестраивает представление о задаче и т.д. Однако, - подчеркивает Альтшуллер, - это не пояснило главной проблемы: каким образом некоторым изобретателям удается малым числом проб решать задачи, заведомо требующие большого числа проб?" [18, 8 - 9]
Банкротство официальной науки в плане создания эффективной методологии творчества связано с засильем в ней формальной логики, метафизического способа мышления, ориентированного не на поиск чего-то принципиального нового, а на объяснение того, что уже известно. Развитие способности творить имеет ярко выраженный новаторский, диалектический характер, поэтому исследовать его нужно не иначе как с опорой на диалектическую логику, но последняя, едва войдя в научную сферу, сразу же подверглась растущим нападкам.
В середине ХХ века формальная логика, переживая свой ренессанс как логика математическая (символическая), все больше и больше теснила диалектическую логику из области общественной практики в узкую область давно дискредитировавшей себя "чистой" философии. При этом социальной опорой атакующей стороны служила потребность в кибернетизации (Все языки программирования строятся по формально-логическим принципам), а социальной опорой стороны, занявшей оборону, - потребность в гармоничном общественном развитии по единому плану, которую культивирует марксизм. В СССР, где, в отличие от других развитых стран, не только проблема кибернетизации, но и проблема планомерного развития общества была чрезвычайно актуальной, борьба противоположных вариантов логики шла особенно остро, причем страсти постепенно разгорались.
В 1958 году на конференции по теме "Проблема противоречия в свете современной науки и практики", организованной Институтом философии АН СССР, произошла одна из первых жарких схваток между советскими представителями враждебных логических лагерей. Обстановка уже тогда была весьма накаленной. Логики-формалисты дружно настаивали на том, чтобы диалектики безоговорочно признали принцип непротиворечия как общелогический. Эти притязания получили отпор, и прежде всего со стороны Э.В. Ильенкова. "Диалектическую логику противоречие ведет вперед, по пути дальнейшего движения мысли от абстрактного к конкретному, - подчеркнул он в своем ярком, бескомпромиссном докладе. - Формальную же логику противоречие поворачивает назад, к проверке и перепроверке уже имеющихся абстракций. К конкретному этот путь не ведет, а ведет только к словесному переиначиванию все тех же абстракций. В этом-то и вся разница. И это спор - не схоластический" [19, 255].
В концовке доклада Ильенков упомянул о сфере современной техники. Сторонники формальной логики, отметил он, "апеллируют, как правило, к практике современного приборостроения, к принципам счетно-вычислительных машин, к теории кибернетики, которая-де не может шагу ступить без соблюдения принципа "непротиворечивости". Вся эта область современной техники становится-де невозможной, если в основу логики положить разрешение противоречий в определениях, а не его запрет.
Не будем с ними спорить в этом пункте, зададим только один вопрос: а почему не предположить, что живой человеческий мозг с его мышлением и отличается от механической модели мышления именно тем, что не только "выносит" напряжение внутреннего противоречия, но и находит в нем стимул своего развития, движения по конкретной логике конкретного объекта, к которому самая совершенная машина, как известно, не способна.
…Следует распрощаться с той иллюзией, что та "логика", которая лежит в основе счетно-вычислительных операций, и есть "логика", соответствующая живому развитию человеческого знания. Как частная техническая дисциплина такая "логика" правомерна и нужна. Но не нужно увлекаться, не нужно превращать ее принципы в принципы диалектической логики" [19, 256].
Критикуя оппонентов из формально-логического лагеря, Ильенков выступил очень ярко и резко, однако формалисты не очень-то испугались его жесткой критики, ибо он оказался один: никто из диалектиков, участвовавших в конференции, не поддержал его бескомпромиссную позицию. Уже тогда, в пятидесятые - шестидесятые годы XX века, многие представители диалектического лагеря были настроены примиренчески, рассуждая примерно так: "Устранение в ходе развития науки формально-логических противоречий означает, что диалектическая логика … не устраняет формальную логику, но, наоборот, принимает ее и обосновывает ее действие" [20, 238].
С приходом к власти Горбачева партийно-хозяйственная верхушка СССР взяла курс на сближение с Западом. К тому времени потребность в кибернетических разработках резко возросла, а авторитет марксизма, отягощенного надуманными идеологическими схемами, напротив, значительно упал. В логико-методологической сфере все это привело к переориентации официальной советской науки с диалектических принципов на формально-логические. Например, на VIII Международном конгрессе по логике, методологии и философии науки (Москва, 1987) не было ни одной секции по диалектической логике, зато по формальной их было несколько [21, 135].
"Демократический" переворот, увенчавший горбачевскую перестройку, сделал марксистскую идеологию гонимой, а вместе с ней гонимой оказалась и диалектика. Формальная логика добилась полного господства в научной сфере, ее представители праздновали долгожданную победу, причем праздновали широко, в мировом масштабе.
На IX Международном конгрессе по логике, методологии и философии науки (Упсала, 1991) известный формальный логик Г.Х. фон Вригт заявил, что, по его мнению, "наиболее характерной чертой философии XX века было возрождение логики" [22, 80], и, во избежание каких бы то ни было недоразумений, сделал следующее уточнение: "То, что … известно как гегельянская или диалектическая логика, прочно обосновалось в философии. Но не ее я имел в виду, когда превозносил роль логики в современной философской культуре. Ничего подобного!" [22, 81]
В другом месте своего доклада Г.Х. фон Вригт, войдя в образ великодушного триумфатора, снизошел до реверанса в сторону поверженной диалектики, назвав ее союзником неклассической формальной логики. Однако тут же докладчик охарактеризовал указанного союзника как "не очень надежного" и, отбросив всякое великодушие, издевательски добавил: "Лучшее, на что можно надеяться в этом случае, это то, что исследование диалектики с помощью формальных инструментов ... приведет к демистификации тех черт, которые делали ее приятной для рационального понимания" [22, 88].
К чему всякие там дипломатические экивоки? Российский соратник фон Вригта В.И. Свинцов, не боясь показаться одиозным, высказался со свинцовой прямотой: "О диалектической логике так много наговорено и написано, но никто и никогда так и не дал внятного ответа, что это такое". По мнению Свинцова, диалектика в гегелевском или марксистском ее понимании "никогда не была и не могла быть логикой" [23, 100, 109].
В 50-х годах XX века, когда инженер и писатель Генрих Саулович Альтшуллер, ученый из общества, а не официально признанный научный работник, создавал теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ) - теорию технического творчества, имеющую ярко выраженный прикладной, методологический и в силу этого неклассический характер, - до полного господства формальной логики было еще далеко. Однако уже тогда не требовалось "логического чутья" или специальной логической подготовки, чтобы понять, куда дует ветер. Казалось бы, выбор Альтшуллера был предрешен: и логический "ветер", и техническое образование, и симпатии к кибернетике, и жестокая обида, нанесенная советской властью, - все толкало создателя ТРИЗ в объятия формальной логики.
Но произошло прямо противоположное: разрабатывая методологию творчества, Альтшуллер взял за основу диалектическую логику и при всех зигзагах своей научной биографии остался верен этому принципиальному выбору до самой смерти. Дело тут не в стремлении выделиться любой ценой и тем более не в глупости. Так требовало развитие изобретательской деятельности, и шире - развитие творчества, и еще шире - развитие человечества.
Правда, в первой теоретической работе с наметками ТРИЗ, написанной Г.С. Альтшуллером в соавторстве с Р.Б. Шапиро [24, 37 - 49], о диалектике сказано мало и вскользь, а в целом материал имеет, вроде бы, формально-логический характер (к примеру, говоря о противоречии, вместо диалектических терминов "разрешение" и "преодоление" авторы предпочитают использовать формально-логический термин "устранение"), но уже здесь есть указания на то, о чем позже, в книге "Творчество как точная наука", будет сказано совершенно недвусмысленно: "Развитие технических систем, как и любых других систем, подчиняется общим законам диалектики" [18, 22]. Эта фраза - не дежурная, не случайная, не продиктованная внешними для ТРИЗ обстоятельствами, она выражает сущность теоретических построений Альтшуллера.
Решительно встав на сторону диалектики в крайне тяжелое для нее время позорного отступления под натиском формальной логики, Генрих Саулович Альтшуллер своими новаторскими теоретическими разработками нанес мощнейший удар по наступающим формалистам и отбросил их там, где никто не ожидал: в технической сфере, которая считалась и до сих пор еще считается формально-логической вотчиной. Целая армия горе-диалектиков не смогла (да и не очень-то хотела) показать практическую значимость диалектической логики при решении конкретных задач современного промышленного производства (намного проще и выгодней обслуживать идеологические бредни), и вдруг всего один человек, причем не логик, не философ, не даже младший научный сотрудник какого-нибудь НИИ, а просто инженер-изобретатель, взялся за это сложнейшее дело и, чуть ли не играючи, справился с ним.
"Самопальная" теория Альтшуллера - неприлизанная, неказистая и посему до сих пор не получившая официального признания - превратила диалектику из головоломной игрушки утонченных интеллектуалов в простое и в то же время чрезвычайно эффективное средство решения самых разнообразных изобретательских задач, а затем преподнесла ее огромной массе технарей, как румяное яблочко на блюдечке с голубой каемочкой. И, вкусив этот казавшийся ненужным и недоступным обычному человеку плод, любой мало-мальски толковый инженер, и даже не инженер, а просто квалифицированный работяга, получил возможность изумленно воскликнуть: "Ребята, да ведь это то, что необходимо нам, как воздух!"
Список литературы
1. Пономарев, Я.А. Психология творения / Я.А. Пономарев. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 1999. - 480 с.
2. История СССР, 1861 - 1917: Учебник для студентов пед. ин-тов по ист. спец. / Под ред. Н.Д. Кузнецова. - М.: Просвещение, 1984. - 480 с.
3. Наше Отечество (Опыт политической истории). Часть I / С.В. Кулешов и др. - М.: ТЕРРА, 1991. - 390 с.
4. Агацци, Э. Нравственность и наука: этическое измерение в науке и технологии / Э. Агацци. - М.: МФФ, 1998. - 344 с.
5. Сельченок, К.В. Конструирование предстоящего. Руководство по психодизайну / К.В. Сельченок. - Минск: Харвест, 2006. - 624 с.
6. Петрович, Н.Т. Люди и биты. Информационный взрыв: что он несет / Н.Т. Петрович. - М.: Знание, 1986. - 192 с.
7. Меерович, М.И. Технология творческого мышления: практическое пособие / М.И. Меерович, Л.И. Шрагина. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. - 432 с.
8. Мичи, Д. Компьютер - творец / Д. Мичи, Р. Джонстон. - М.: Мир, 1987. - 255 с., ил.
9. Яхнин, Е.Д. Эволюция и будущее человеческого социума (общенациональная идея России в мировом контексте) / Е.Д. Яхнин // Вопросы философии, 5, 2006. - С. 165 - 175.
10. Моисеев, Н.Н. Судьба цивилизации. Путь Разума / Н.Н. Моисеев. - М.: Языки русской культуры, 2000. - 224 с.
11. Блюменкранц, М. Глобальные проблемы современного культурного процесса / М. Блюменкранц // Вопросы философии, 5, 2006. - С. 160 - 164.
12. Кара-Мурза, С.Г. Наука и кризис цивилизации / С.Г. Кара-Мурза // Вопросы философии, 9, 1990. - С. 3 - 15.
13. Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения / А.В. Хуторской. - М.: Издательство МГУ, 2003. - 416 с.
14. Состояние, тенденции и перспективы отечественного образования. Круглый стол // Философские науки, 5, 2007. - С. 5 - 99.
15. Сельченок, К.В. Конструктор творческой свободы: Руководство по психодизайну / К.В. Сельченок. - Минск: Харвест, 2006. - 608 с.
16. Пойа, Д. Математическое открытие. Решение задач: основные понятия, изучение и преподавание / Д. Пойа. - М.: Наука, 1976. - 448 с., ил.
17. Леонтьев, А.Н. Опыт экспериментального исследования мышления / А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев, Ю.Б. Гиппенрейтер // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М.: Издательство МГУ, 1981. С. 269 - 280.
18. Альтшуллер, Г.С. Творчество как точная наука / Г.С. Альтшуллер. - М.: Сов. радио, 1979. - 184 с., ил.
19. Ильенков, Э.В. О роли противоречия в познании / Э.В. Ильенков // Э.В. Ильенков: личность и творчество / Редактор-составитель И.П. Фарман. - М.: "Языки русской культуры", 1999. С. 245 - 257.
20. Нарский, И.С. Диалектическое противоречие и логика познания / И.С. Нарский. - М.: Наука, 1969. - 246 с.
21. Дудель, С.П. Логика противоречия и противоречия логики / С.П. Дудель. - М.: Мысль, 1989. - 191 с.
22. Вригт, Г.Х. фон. Логика и философия в ХХ веке / Г.Х. фон Вригт // Вопросы философии. 1992, 8. - С. 80 - 91.
23. Свинцов, В. Существует ли диалектическая логика? / В. Свинцов // Общественные науки и современность. 1995, 2. - С. 99 - 109.
24. Альтшуллер, Г.С. О психологии изобретательского творчества / Г.С. Альтшуллер, Р.Б. Шапиро // Вопросы психологии. 1956, 6. С. 37 - 49.
|