ЛОГИКА |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предмет - это то, с чем нужно иметь дело. Хочешь иметь дело с логикой - выясни ее предмет. |
Приступая к изучению какой-либо учебной дисциплины, очень важно как можно точнее определить ее предмет. А что такое предмет? В широком смысле слова это - то, с чем нужно иметь дело. Следовательно, определить предмет логики значит объяснить, с чем нужно иметь дело, занимаясь логикой, а не каким-либо еще видом знания. Правда, предмет логики не отгорожен от других предметов китайской стеной. Более того - любой предмет можно изучать в рамках любой дисциплины. Но если для одной дисциплины данный предмет представляет первостепенный интерес, то для других - второстепенный, третьестепенный и т. д. Наша задача - установить, какой предмет представляет первостепенный интерес для специалиста-логика. Позднее, когда уже состоялось знакомство с этим специфическим предметом, можно выйти за его рамки в сферу первостепенного интереса других, смежных с логикой дисциплин, и это будет означать углубленное изучение логических вопросов, но наш курс не предполагает такого изучения логики. Мы ограничимся лишь основами, в дебри лезть не будем. Зато, освоив данный курс, студент получает надежный фундамент для самостоятельных логических исследований, для совершенствования в этой сфере познания. |
Очерти круг своего интереса! |
||||||||||||||||||||||||||||||||
На первый взгляд, логика названа логикой крайне неудачно. На самом же деле, это не так. |
Итак, что же является предметом логики, какая область или сторона мира? Для выяснения этого вопроса попробуем начать с этимологии термина "логика". Термин этот древнегреческого происхождения, в основе его лежит другое греческое слово - "логос". Последнее имело много значений, но исходным и самым простым было значение "слово". Таким образом, термин "логика" буквально следует перевести как "учение о словах" или "искусство использования слов". Обычно термин "логика" так не переводят, поскольку при этом переводе получается явно неточное определение логики и ее предмета. Известно ведь, что словами в первую очередь интересуется не логика, а риторика, изучающая красноречие, или лингвистика, изучающая языки. Однако, как мы увидим позже, буквальный перевод термина "логика" ничем не хуже другого, обычного, перевода, согласно которому логика интересуется не словами, а мышлением. Этот обычный перевод тоже не отличается строгостью, ибо мышлением не в меньшей мере, чем логика, занимаются физиология высшей нервной деятельности и психология. Чтобы выйти на точное определение логики, давайте поговорим о мышлении. Говорить о мышлении чрезвычайно трудно, так как категория мышления - одна из фундаментальнейших категорий науки вообще. Хотя ученые изучают мышление давно, в этой сфере остается еще много неясного. И, тем не менее, кое-что надежное и важное сказать можно. Правда, оговорюсь, что не все факты, о которых я упомяну, являются общепризнанными. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Определяя мышление, важно подчеркнуть, что это - упреждающее отражение. |
Чтобы показать превосходство мышления над более примитивными видами отражения, мы скажем так: мышление - это упреждающее психическое отражение мира. Здесь в обычное определение мышления добавлено всего одно слово - слово "упреждающее", но это очень важное слово. Определяя мышление, говорят, что это - психическое отражение мира. Слово "отражение" невольно вызывает образ зеркала и тем самым сбивает с толку, ибо отражение в зеркале - это оптическое отражение, изучаемое физикой, а всякое физическое отражение, каким бы сложным оно ни было, в тысячи раз примитивней мышления. Более того, и психическое отражение может быть примитивней мышления (если этого не учитывать, можно договориться до того, что мыслят и микробы). Какое отражение следует называть упреждающим? Отвечая на этот вопрос, сначала подброшу вам такой вот образ: в зеркале отражается какой-то предмет, но самого этого предмета напротив зеркала нет. Он появится, может, всего лишь через мгновение, но пока его нет, а его отражение в зеркале уже есть. Вот вам искусственный пример упреждающего отражения, помогающий осознать, насколько хитрым отражением является мышление. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Мышление нематериально, потому что оно всегда забегает вперед по отношению к тому, что имеется в наличии. |
Мышление всегда забегает вперед - хотя бы чуть-чуть - по сравнению с тем, что имеется в наличии. Следовательно, и мышление в целом, и отдельная мысль нематериальны. Тем не менее, даже в современной научной литературе нередко можно встретить противоположные утверждения, т. е. утверждения о материальности мыслей и мышления в целом. Дело тут, мягко выражаясь, в недоразумении. Часто путают материальный процесс, лежащий в основе мышления, и собственно мышление. О каком материальном процессе идет речь? Я имею в виду активность центральной нервной системы, работу нейронов головного мозга. Без головного мозга мышление невозможно, но активность клеток головного мозга - это не мышление, и как бы долго вы ни копались в центральной нервной системе, как бы тщательно ни фиксировали нейроэлектрические импульсы, возникающие в ней, никакого мышления и никаких мыслей вы там не обнаружите, ибо работа головного мозга материальна, а мышление нематериально. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Мыслят только высшие животные и человек, о чем говорят особенности их поведения. |
Где можно встретить мышление? Только у живых организмов. Мнение о том, что мышление есть в неживой природе, надежными фактами не подтверждается. Более сложный вопрос вот какой: у каких именно живых организмов есть мышление? Часто мышление связывают только с человеческим организмом. Но в настоящее время накоплено много фактов, говорящих в пользу того, что мыслить могут и животные. Разумеется, не все, а только высшие - птицы и млекопитающие. Более примитивные существа, например пресмыкающиеся, стоящие на эволюционной лестнице лишь на ступеньку ниже птиц, скорее всего, не мыслят. Об этом говорят особенности поведения животных. Сравним охоту крокодила и орла. Крокодил поджидает потенциальную жертву и бросается на нее, когда она оказалась рядом. Орел охотится совсем иначе. Он не ждет потенциальную жертву (зайца и т. п.), а, поднявшись высоко в небо, активно ищет ее. Увидев, например, зайца, он камнем падает на него, чтобы слета перебить ему позвоночник и лишить возможности сопротивляться. Но у зайца тоже хорошее зрение, и приближение орла он часто замечает очень рано. Кроме того, заяц умеет быстро бегать и запутывать след. Тем не менее, охота орла часто бывает успешной. Почему? Если бы орел всегда падал туда, где только что заметил зайца, он никогда не настиг бы его. Значит, орел должен падать с упреждением: туда, где может оказаться бегущий заяц. Из этого примера видно, какие преимущества дает мышление тому организму, который мыслит, по сравнению с тем, который не мыслит. Мыслящий организм выигрывает в скорости ориентации, а быстро ориентироваться в данной ситуации чрезвычайно важно в борьбе за выживание. |
Рожденный ползать - летать не может. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Животное (инстинктивное) мышление имеет границу развития, а человеческое (сознательное) мышление безгранично. |
Признавая наличие мышления в животном мире, мы должны при этом четко различать животное и человеческое мышление. Животное мышление - инстинктивное, оно возникает на основе инстинктов для обслуживания взаимодействия между ними. Поскольку инстинкт - чрезвычайно жесткая, наследственно закрепленная форма поведения, непроизвольно срабатывающая в определенных условиях без каких-либо существенных изменений, то, обслуживая инстинкты, мышление оказывается в жестких рамках. Любой вид животных имеет потолок в развитии мышления. Другое дело - человек. Его мышление вырвалось из-под контроля инстинктов в область бесконечного развития. Как это произошло, наука еще подробно не выяснила. Появление человека, а вместе с ним неинстинктивного мышления, способного бесконечно развиваться, - тема особого и долгого разговора. Отметим лишь, что человеческий организм появился в результате развития орудийной активности. Вместе с человеком появилось сознание - нематериальный мир человека, или мир мышления. Уйдя в свой собственный, нематериальный мир из-под власти инстинктов - сугубо материальных форм поведения, мышление обрело способность взять их под свой контроль и тем самым отыграться на них. Строго говоря, у человека нет инстинктов, т. е. независящих от его воли наследственно данных форм поведения. Любую форму своего поведения человек может контролировать, используя свое сознание. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
У человека два типа мышления: конкретное и абстрактное. Основные формы конкретного мышления: ощущение, восприятие, представление. |
Теперь оставим животных в стороне и сосредоточимся на рассмотрении человеческого, сознательного мышления. Оно бывает двух типов - конкретное и абстрактное. Конкретное мышление - это мышление, непосредственно связанное с материальной предметной деятельностью. Иногда его называют орудийным, чаще - наглядно-образным. Выделяют три основные формы конкретного мышления: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Всякая конкретная мысль - это чувственный образ. Поэтому говорят, что конкретное мышление свойственно чувственной ступени познания. |
Мы рассмотрели основные формы конкретного мышления. Теперь обобщим этот материал. Любая мысль в рамках конкретного мышления есть чувственный образ в сознании, т. е. образ, содержание которого полностью определяется органами чувств. Поэтому говорят, что конкретное мышление свойственно чувственной ступени познания мира. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
В отличие от конкретного мышления абстрактное оторвано от материальной предметной деятельности. |
А вот абстрактное мышление имеет совсем другой характер. Сначала - определение: абстрактное мышление - это мышление в отрыве от материальной предметной деятельности. У него, как и у конкретного мышления, выделяют три основные формы: понятие, суждение и умозаключение. По отдельности мы рассмотрим их позже, а пока определим вместе, скопом. Форма абстрактного мышления - это идея предмета, его предельно обобщенный образ. Часто, объясняя разницу между конкретным и абстрактным мышлением, говорят, что конкретное мышление не обобщает предмет, берет его как единичный, а абстрактное, напротив, обобщает, берет предмет как элемент множества. Это неверное объяснение. Человеческое мышление всегда обобщает, всегда имеет дело с множествами. Другое дело, что конкретное мышление просто обобщает (объединяет конечное количество единичных предметов в образ), а абстрактное - предельно обобщает, т. е. создает образ бесконечного количества. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Всякая идея нечувственна. Она возникает не на основе чувственной деятельности, а на основе деятельности рассудка. Поэтому говорят, что абстрактное мышление свойственно рассудочной ступени познания. |
В отличие от форм конкретного мышления идея не имеет чувственного характера. Рассмотрим этот вопрос на примере. Пример идеи легко привести, пользуясь словом "вообще". Возьмем идею человека, т. е. человека вообще. Такой образ должен вмещать в себя черты бесконечного множества конкретных людей (и тех, что жили раньше, и тех, кто живет сейчас, и тех, кто будет жить потом). Может ли идея человека быть чувственной? Конечно же, нет. Потому что это образ и ребенка и старика, и женщины и мужчины, и здорового и калеки, и белого и черного - всех из бесконечного количества людей и никого конкретно. Строго говоря, идея - не образ, так как образ создается с помощью органов чувств, а предмет, соответствующий идее, ускользает от них. Этот предмет познается не чувственно, а рассудочно. Поэтому и говорят, что абстрактное мышление свойственно рассудочной (рациональной) ступени познания мира. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Ступень абстрактного познания иногда называют логической, так как логику непосредственно интересует только такое познание. |
Эту ступень иногда называют логической, и неспроста: именно абстрактное мышление и никакое другое является предметом логики. В подтверждение я приведу давнее, идущее из древности определение логики. Согласно этому определению, логика есть знание о правильном мышлении. Какое мышление само по себе, т. е. по своим собственным, внутренним законам, может быть правильным или неправильным? Только абстрактное мышление. Правильность животного или конкретного мышления непосредственно определяется внешними, материальными обстоятельствами (состоянием тела), поэтому, если такое мышление ошибается, виновато не оно, а тело, и, следовательно, для устранения ошибки нужно воздействовать не на мышление, а на тело. Другое дело - абстрактное мышление. Оно ошибается из-за того, что имеет дело с бесконечными множествами, т. е. корень его ошибок - в его собственной, нематериальной природе. Значит, здесь исправлять, лечить нужно именно мышление, а не тело. Вот этим и занимается логика. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Назвав логику логикой, греки не ошиблись: логика - знание об абстрактном мышлении, а такое мышление всегда вербально (словесно). |
Абстрактное мышление невозможно без использования языка, оно вербальное (словесное). Почему выражения языка удобны для обозначения идей? Потому что они абстрактны. Их содержание, в отличие от конкретных образов, непосредственно не определяется органами чувств. Выходит, древние греки вовсе не дали маху, обозначив знание об абстрактном мышлении термином "логика": изучая такое мышление, нельзя не изучать слова. Лекция 2 До сих пор бытует представление о том, что логика и человек неразлучны, что не бывает людей, которые не используют логику. Это представление противоречит научным фактам. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
У человека сначала возникает конкретное мышление и лишь потом, как результат развития последнего, - абстрактное мышление. |
Психологами экспериментально установлено, что сначала у человека появляется конкретное мышление, а лишь потом, много позже - абстрактное. Согласно данным возрастной психологии, ребенок дошкольного возраста мыслит только конкретно, чувственными образами, абстрактное мышление формируется у него в школе. Если взять историю человечества, то здесь наблюдается схожая картина. Известно, что люди первоначально жили в общинах и лишь потом перешли к общественной жизни. Так вот: первобытный общинник (дикарь) мыслит только конкретно. Абстрактное мышление появляется лишь в обществе, в культурной среде. Случайно ли это? Покажем, опираясь на надежный исторический материал, что о случайности не может быть и речи. |
Л.С. Выготский, |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Община и общество - противоположные по отношению друг к другу коллективы: члены общины принципиально равны, члены общества столь же принципиально неравны. Причина общественного неравенства - разделение труда на умственный и физический. |
Мы будем строго различать общину и общество. Община - это малочисленный коллектив родственников, построенный на принципиальном равенстве его членов в совместной деятельности. Наличие в любой общине вождя вовсе не противоречит этому определению: вождь - всего лишь первый среди равных, он не противопоставляет себя остальным. Картина меняется лишь с разложением общины, с переходом к обществу. А что такое общество? Это - многочисленный коллектив, построенный на территориальных связях и принципиальном неравенстве. Речь идет о неравенстве, проистекающем из разделения труда на умственный и физический. В общине такого разделения нет, оно есть только в обществе, поэтому часто так и говорят: "общественное разделение труда". |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Работник умственного труда создает нематериальный продукт, а работник физического труда - материальный. |
Работники умственного и физического труда занимают в совместной деятельности неравное положение: первые вверху, вторые внизу. В связи с этим любое общество напоминает слоеный пирог. Неравное положение работников объясняется их трудовыми ролями: работник умственного труда - это общественный организатор, тот, кто создает план общественной деятельности, спускает его вниз и следит за его выполнением, работник физического труда - это непосредственный исполнитель, тот, кто воплощает идею организатора в жизнь, создавая на ее основе материальные блага. Легко заметить противоположный характер деятельности указанных типов работников, если обратить внимание на их непосредственный продукт: организатор создает идею (нематериальный предмет), исполнитель создает воплощение идеи (материальный предмет). Противоположность деятельности требует совершенно разных навыков, с одной стороны, от организаторов, с другой - от исполнителей. Поэтому в обществе с детства одних готовят к роли организаторов, других - к роли исполнителей. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Разделение труда на умственный и физический возникает лишь с возникновением потребности в организации массовой деятельности. |
В общине труд не делится на умственный и физический, а в обществе делится. Почему? Дело в том, что такое деление возникает лишь тогда, когда возникает потребность в организации массового труда, т. е. труда, осуществляемого массой - огромным коллективом, эффективность деятельности которого определяется не конкретными, индивидуальными свойствами его членов, а их абстрактными, предельно обобщенными свойствами. Любое общество, даже самое раннее, строится на организации такого абстрактного труда, а вот община строится по-другому: ее опорой служат конкретные, индивидуальные свойства каждого общинника. Вспомним о так называемых "очагах древнейшей цивилизации", т. е. о местах, где раньше всего произошел переход от общины к обществу. Таких мест всего четыре: Египет, Месопотамия, Индия и Китай. И жили здесь племена, главным занятием которых было земледелие. Почему об этом важно упомянуть? Потому что именно развитие земледелия в указанных четырех районах потребовало организации массового труда, а вместе с ним и перехода к общественной жизни: периодические разливы больших рек, затапливавшие огромные площади плодородной земли, могла обуздать только крупномасштабная ирригационная система, а создать ее могла только многоплеменная масса, имеющая единый план действий. |
Общественное разделение труда в XIV веке: |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Общественное разделение труда заставляет переходить от конкретного мышления к абстрактному. |
Общественный план действий - это идея. Но, как было отмечено в начале лекции, у дикаря нет абстрактного мышления, а значит, нет никаких идей. Как же они появились в голове общинника, призванного играть роль работника умственного труда, организатора общественной деятельности? Сама жизнь заставила перейти к абстрактному мышлению. Уже в древности план действий нужно было составить для сотен тысяч людей, многих из которых составитель плана никогда не видел. В этих условиях приходилось образы конкретных, известных организатору людей переносить на неизвестных, а такой перенос влечет за собой ошибки: известные люди могут сильно отличаться от неизвестных. Корректируя эти ошибки, организатор идет по пути усреднения, обобщения чувственных образов вплоть до появления предельных обобщений - идей. Идеи возникают у организаторов, а от них переходят к исполнителям. В результате распространения абстрактного мышления стал возможным планомерный массовый труд, открывший перед человечеством новые горизонты развития. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Развитие абстрактного мышления породило проблему непонимания, для решения которой потребовалось новое знание - логика. |
Итак, переход от конкретного мышления к абстрактному - это, несомненно, интеллектуальный прогресс. Но у всякого прогресса есть оборотная, отрицательная сторона. В данном случае оборотной стороной прогресса стало возникшее в общественной жизни непонимание. Проблему, которую оно вызвало, я сформулирую в виде парадокса: живя в обществе, люди, как правило, говорят на одном языке, но при этом часто не находят общего языка. Откуда взялась эта напасть, если в общине ничего подобного не было? Дело в том, что мышление организаторов и исполнителей является разнонаправленным: у первых мысль движется от конкретного к абстрактному, а у вторых - от абстрактного к конкретному. В результате одни и те же слова обретают разный смысл, причем у организаторов он абстрактнее, чем у исполнителей. Непонимание представляет огромную угрозу для общества, так как влечет за собой несогласованные действия организаторов и исполнителей, сбои, аварии и катастрофы. Значит, с этой интеллектуальной напастью нужно было бороться. И тут люди впервые обратили внимание на собственное мышление, стали интересоваться тем, как они мыслят и как следует выражать свои мысли, чтобы не возникало непонимание. Отвечая на эти вопросы, люди вырабатывали знание, которого раньше у них не было и которое со временем получило название "логика". |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Логика эффективна лишь тогда, когда она едина для всех членов общества. |
Вот так возникла логика. Из рассмотренного нами материала видно, что основная ее функция - борьба с непониманием путем изучения абстрактного мышления. Эта борьба может быть эффективной только в том случае, если все члены общества придерживаются одной и той же логики, а поначалу логические исследования были сугубо индивидуальными, каждый стихийно создавал для себя свою, доморощенную логику. Исправить положение взялись философы. Они поставили перед собой цель выработать единую для всех, общезначимую логику, чтобы затем заставить всех пользоваться только ею. Строго говоря, древнюю и средневековую философию интересовала не логика, а искусство красноречия, или риторика. Развиваясь в рамках последней, логика получила самостоятельность лишь с переходом к новому времени. Донаучный, риторический период развития логического знания мы рассматривать не будем. Сосредоточимся на истории научной логики. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Исходный вариант научной логики - формальная логика. Она не учитывает изменчивость познаваемого предмета. |
В новое время, взявшись за создание научной логики, ученые видели свою задачу так: надо выявить все формы (приемы, схемы, способы) мышления, которые используются в обществе, проверить их эффективность и разделить на правильные (эффективные) и неправильные (неэффективные). Затем правильные формы надлежит свести в систему, изложить в учебнике и заставить всех учить логику по этому учебнику, чтобы все стали использовать в мышлении одни и те же правила. Логика, изучающая формы мышления, называется формальной. Поначалу казалось, что другой научной логики помимо формальной и быть не может. Однако жизнь опровергла эти представления. При возникновении кризисов, связанных с необходимостью коренной перестройки общества, выяснилось, что формальная логика не только не помогает общественному развитию, но, напротив, выступает как реакционная, консервативная сила. Дело в том, что любое общество должно развиваться, менять формы своего существования, в том числе и формы мышления, а формальная логика отвлекается от этого. Она не учитывает, что те формы мышления, которые сейчас эффективны, рано или поздно становятся неэффективными, и при возникновении общественного кризиса упорно навязывает мышлению то, что уже устарело. |
Формальная логика: |
||||||||||||||||||||||||||||||||
В противовес формальной логике была создана диалектическая, что породило ситуацию выбора: какой из двух вариантов научной логики лучше? |
В этой ситуации в противовес формальной создается диалектическая логика - логика, изучающая содержание мышления. Давайте уточним, чем форма отличается от содержания. Форма предмета - это его жесткий каркас, это устойчивая структура, это набор элементов, расположенных определенным образом. Что касается содержания, то оно представляет собой влияние элементов формы друг на друга, их движение относительно друг друга. Изучать предмет формально значит брать его в статике, как абсолютно неподвижный, устойчивый, напротив, изучать предмет содержательно значит брать его в динамике, как абсолютно изменчивый. Таким образом, формальная логика берет мышление как статичное, неизменное, существующее всегда по одним и тем же законам, а диалектическая - как движущееся, меняющееся, непрерывно переходящее от одних законов к другим. |
Диалектическая логика: |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Какую из двух логик выбрать для преодоления постоянно встающих перед нами проблем? А выбирать необходимо, поскольку, как было отмечено выше, логика может успешно выполнять свою функцию, т. е. бороться с непониманием, только в том случае, если она едина для всех членов общества. Выбор между формальным и диалектическим вариантами научной логики чрезвычайно труден, так как достоинства одного из них - это недостатки другого. Формальная логика хороша тогда, когда исследуемый предмет покоится, но, когда он меняется, движется, нужно использовать диалектическую логику. На практике так и делают: можно отвлечься от движения - мыслят формально-логически, нельзя - мыслят диалектически. |
Вечный бой формальной логики с диалектической |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Высшая форма научной логики - материалистическая диалектика, вбирающая в себя все лучшее из двух появившихся раньше противоположных вариантов научной логики и отсекающая их слабые стороны. |
Но существование в обществе двух вариантов общезначимой, научной логики - ситуация ненормальная. Материальный мир един, движение и покой не существуют в нем друг без друга, а, создавая научную картину этого мира, ученые не могут свести концы с концами, так как формальная логика заставляет их абсолютизировать покой, а диалектическая - движение. Кроме теоретической, есть и практическая сторона проблемы освоения мира. Резкое ускорение социального развития в последние десятилетия требует непрерывно контролировать и форму общества (чтобы оно не разрушалось), и его содержание (чтобы изменения были своевременными). Отсюда - растущая потребность в логике, которая в равной степени позволяет учитывать и устойчивость, и подвижность. В середине XIX века такая логика появилась. Я имею в виду материалистическую диалектическую логику, или материалистическую диалектику, основные положения которой разработал К. Маркс. В названии этой логики указано ее главное отличие от классической диалектической логики: если последняя имеет идеалистический характер, т. е., строго говоря, это - идеалистическая диалектическая логика, то диалектика Маркса - материалистическая. Представители идеалистической диалектики, рассматривая отношение бытия (материального существования) и мышления, исходят из первичности мышления, а представители материалистической диалектики, напротив, из первичности бытия. Требуя исследовать мир в единстве его моментов устойчивости и изменчивости, материалистическая диалектика вбирает в себя все лучшее из обоих рассмотренных ранее противоположных вариантов научной логики и отсекает их слабые стороны. Чтобы убедиться, что все сказанное выше о трех видах научной логики не голословные, а вполне надежные утверждения, обратимся к анализу основных принципов (фундаментальных законов) каждого из этих видов. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
У формальной логики четыре основных принципа: тождества, непротиворечия, исключенного третьего и достаточного основания. Главный из них - первый. |
Формальная логика имеет четыре основных принципа. Обычно ее представители формулируют свои принципиальные положения узко - только для сферы мышления, ибо опасаются, что за пределами сознания господствуют совсем другие фундаментальные законы, но мы отбросим эти опасения и помимо узких дадим еще и широкие формулировки формально-логических принципов, т. е. формулировки для любых предметов, а не только для мыслей. Так легче будет сравнивать принципы формальной логики с диалектическими принципами, ибо последние всегда формулируются широко. Основные принципы формальной логики
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Главным из четырех формально-логических принципов является принцип тождества, остальные представляют собой его развитие. Формулировки надо давать точно, так как фундаментальные законы нельзя выражать неполно или расплывчато. К чему приводит неряшливое отношение к принципам формальной логики, можно показать на примере. Принцип непротиворечия в его узкой формулировке иногда преподносят усеченно: "Два противоположных суждения не могут быть истинными". Получается ложь, ибо формальная логика вовсе так не считает. С ее точки зрения, противоположные суждения вполне могут быть истинными, если высказаны в разное время или в разных отношениях. Например, суждения об одном и том же предмете "Этот стол круглый" и "Этот стол не есть круглый" могут оказаться истинными, во-первых, если сначала стол был круглым, а потом перестал быть таковым, например в силу того, что от его крышки отломился кусок, и во-вторых - если круглость измерять разными мерками. Теперь сформулируем основные принципы классической (идеалистической) диалектической логики. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
У диалектической логики три основных принципа: единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество и отрицания отрицания. Главный из них - первый. |
Основные принципы диалектической логики
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
При знакомстве с принципами диалектической логики сразу бросается в глаза их философский, "мудреный", неочевидный характер, в то время как принципы формальной логики, на первый взгляд, кажутся далекими от какой бы то ни было философии обыденными истинами, оспаривать которые в силу их очевидности просто смешно. На самом же деле, и те и другие принципы тесно связаны с философией, ибо все они говорят о наиболее общих, философских аспектах рационального (рассудочного) познания мира. Что касается "очевидности" формально-логических принципов и "неочевидности" диалектических, то это различие быстро исчезает при вдумчивом анализе тех и других по отдельности и в сравнении друг с другом. Изучая принципы диалектической логики, особое внимание следует уделить понятию синтеза. В отличие от понятий "тезис" ("исходное положение") и "антитезис" ("противоположное исходному положение"), которые являются общелогическими, т. е. используются в любой логике, понятие "синтез" сугубо диалектическое. Оно означает состояние свободного перехода противоположностей друг в друга, или, короче выражаясь, слияние противоположностей. Формальная логика такое слияние считает невозможным. В качестве конкретного примера проявления диалектических принципов возьмем схему развития научной логики, нарисованную в предыдущей лекции: научная логика возникает как формальная (тезис), отталкивает от себя диалектическую (антитезис), а затем в ходе борьбы своих противоположных вариантов приходит к синтезу - к материалистической диалектике. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Чтобы убедиться в несовместимости формального и диалектического вариантов логики, достаточно сравнить принцип тождества с принципом единства и борьбы противоположностей. |
В соответствии с данной схемой формальная и диалектическая логика являются несовместимыми противоположностями. Чтобы убедиться в их несовместимости, достаточно взять формально-логический принцип тождества с одной стороны и диалектический принцип единства и борьбы противоположностей с другой. Согласно принципу тождества всякий предмет есть только он сам, а согласно принципу единства и борьбы противоположностей всякий предмет изначально двоится: это он и не он, он и его противоположность. Итак, формальная и диалектическая логика исключают друг друга: либо вы пользуетесь формально-логическими принципами, либо диалектическими, и если вы признаете одну из рассмотренных нами научных логик, то не должны признавать другую. В свете сказанного следует оценить как несерьезные, как не имеющие под собой никакого прочного основания призывы некоторых современных логиков дополнять в процессе научного исследования формально-логический подход диалектическим и наоборот. Но все же эти призывы нельзя назвать совершенно нелепыми. В них находит отражение осознание односторонности, ущербности как классической формальной, так и классической диалектической логики. Однако гораздо раньше, чем упомянутые мной современные логики, - еще в середине XIX века - эту ущербность осознал К. Маркс. Более того: он разработал и блестяще применил в своем фундаментальном труде под названием "Капитал" новый, самый совершенный вариант логики, устраняющий односторонность предшествующих вариантов, - материалистическую диалектику. Так что современным логикам вместо того, чтобы тратить время на призывы дополнять формальное исследование диалектическим, лучше взяться за изучение Маркса. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Главный принцип материалистической диалектики - принцип единства логики и истории - резко отличает этот вариант научной логики от других, менее развитых вариантов. |
Главный принцип материалистической диалектики - принцип единства логики и истории - гласит, что логика объекта исследования есть его история, очищенная от мешающих теоретическому познанию случайностей. Этот принцип резко отличает диалектику К. Маркса от предшествующих ей вариантов научной логики. Формальная логика считает, что логика и история - абсолютно разные вещи: первая есть только в голове (сознании) познающего субъекта, а вторая свойственна лишь объекту исследования. Другими словами, нам предлагают отвлечься от того, что логика должна иметь корень в истории конкретных предметов, чтобы быть эффективным орудием их познания. При этом становится непонятной связь теоретического (логического) мира с материальным. Другое дело - диалектическая логика. История, утверждал главный ее представитель философ-идеалист Г. В. Ф. Гегель, - это познание абсолютным духом самого себя, а логика - результат данного процесса. Здесь логика и история выступают как неразрывно связанные друг с другом, но их связь такая тесная, что они практически неразличимы: и в том и в другом случае мы имеем дело с абсолютным духом, только подается он по-разному. В этой мистической картине логика и история сливаются в абсолютное тождество. В философии Гегеля процесс познания, по меткому выражению К. Маркса, стоит на голове, т. е. представлен идеалистически, как порождение сознания. В материалистической диалектике он поставлен с головы на ноги: познающий субъект изначально материален, и его материальность определяет все особенности его познания. |
Г.В.Ф. Гегель, |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Из главного принципа материалистической диалектики вытекает, в частности, что нельзя написать учебник по этой логике. |
Из главного принципа материалистической диалектики вытекает, в частности, следующее: нельзя написать учебник по этой логике. Забавно, что такие учебники есть. Их писали в советское время, когда К. Маркса боготворили и всячески популяризировали его наследие. По содержанию эти учебники - дикая смесь формальной и диалектической логики. Иначе и быть не могло. Ведь что значит написать учебник по логике? Это значит предложить для исследования разнообразных предметов единую, универсальную систему логических правил. Пользуясь этими правилами, нужно втискивать изучаемый предмет в заранее заготовленную логическую рамку, а то, что втиснуть не удается, следует отбрасывать как несущественное для научного познания. Такое отношение к предмету есть не что иное, как теоретическое насилие над ним, навязывание ему готовой логики. Материалистическая диалектика категорически возражает против такого насилия. Она требует искать логику в самом предмете, точнее - в его истории, а поскольку у всякого предмета своя, уникальная история, то и логика у всякого предмета должна быть своя, уникальная. Вот почему в принципе нельзя написать учебник по материалистической диалектике. |
К. Маркс, |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Чтобы освоить материалистическую диалектику, нужно в процессе своего познания повторить основные этапы развития научной логики. |
А как же ее освоить, если учебника по ней найти нельзя? А здесь нет другого пути, кроме как сначала изучить по учебникам формальную логику, потом, убедившись в ее односторонности, изучить диалектическую логику, и, когда вы поймете, что оба изученных вами варианта научной логики ущербны, вы сами, без всяких учебников, встанете на позиции материалистической диалектики. Что касается образца применения последней к исследованию конкретного предмета, то он есть. Это - "Капитал" К. Маркса. Наш курс, хоть и называется просто "логика", фактически является курсом формальной логики. И, изучая эту логику, не следует забывать, что у нее есть границы применения, за которыми нужно использовать диалектическую логику, а лучше - материалистическую диалектику. Лекция 4 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Логика есть знание об абстрактном мышлении. Это мышление вербально, поэтому логика не может не интересоваться языками.
Интерес логики (и не только логики) к языкам в конце XIX века привел к созданию семиотики - науки о знаках. |
Мы отмечали, что предметом логики является абстрактное мышление и что любая абстрактная мысль (идея) нечувственна. В силу нечувственности идеи возникает проблема ее фиксации в сознании. Эта проблема решается с помощью языка: идея находит свое выражение в слове или словосочетании. Хотя слова языка сами по себе чувственны, это, как правило, абстрактная чувственность по отношению к обозначенным ими предметам: слово и стоящий за ним предмет обычно не имеют непосредственной чувственной связи. Абстрактность словесной (вербальной) чувственности и делает язык незаменимым помощником сознания при абстрактном мышлении - настолько незаменимым, что последнее можно именовать вербальным. Будучи знанием об абстрактном мышлении, логика не может не интересоваться языками. Она рассматривает их как знаковые системы. Устойчивый интерес логики (и не только логики) к языкам в конце XIX века привел к созданию семиотики - науки о знаках. У нее три основных раздела:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Знак - это материальный предмет, репрезентирующий другой предмет. |
Ключевым понятием семиотики является понятие знака. Знак - это материальный предмет, репрезентирующий (заменяющий в процессе познания и общения) другой предмет. В данном определении следует обратить внимание на то, что знак всегда материален, а вот репрезентировать (обозначать) он может что угодно: как материальное, так и нематериальное. Например, слово "стол" обозначает материальную вещь, а слово "мышление" - нематериальный процесс. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
По характеру отношения репрезентации различают три типа знаков: индикаторы, образы и символы. |
По характеру отношения репрезентации различают три типа знаков: |
Символ победы в Великой Отечественной войне. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Любой знак имеет смысловое и предметное значения (иногда говорят короче: смысл и значение). |
Любой знак имеет смысловое и предметное значения (часто для краткости используют слова "смысл" и "значение", имея в виду два указанных вида значений). Смысловое значение - это мысль о предмете, зафиксированная в знаке. Предметным же значением является сам репрезентируемый (обозначаемый) знаком предмет. Возьмем, например, слово "лес". Чтобы указать смысловое значение, дают описание мысли, заключенной в знаке. Для слова "лес" смысл можно передать словосочетанием "множество деревьев". Это неточное указание смыслового значения. Точнее нужно выразиться так: "массив дикорастущих деревьев". Что касается предметного значения слова "лес", то в этом качестве выступает произвольный элемент множества, обозначенного данным словом. В учебниках логики можно встретить заявление, будто бы бывают знаки без смыслового или предметного значения. Например, Ю.В. Ивлев в качестве примера знака, не имеющего смысла, приводит математическое число, а ярким примером знака без предметного значения он считает выражение "вечный двигатель". Все примеры отсутствия у знака того или иного значения не выдерживают серьезной критики. Возьмем математическое число "один". Его смысл - минимальное количество при натуральном счете. Что касается "вечного двигателя", "кентавра", "русалки" и т. п., то здесь утверждение об отсутствии у таких знаков предметного значения основано на слишком узком понимании предмета: последний, считают сторонники этой точки зрения, может быть лишь материальным. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Всякое выражение языка относится к той или иной семантической категории. Эти категории бывают двух типов: дескриптивные и логические. |
Всякое выражение языка относится к той или иной семантической категории - к группе терминов, выполняющих одну и ту же семантическую функцию, т. е. одинаковым образом репрезентирующих предметы. Семантических категории бывают двух типов: дескриптивные и логические. Дескриптивная категория репрезентирует конкретный предмет, т. е. предмет, неразрывно связанный с другими предметами, а логическая - абстрактный предмет, т. е. такой, который взят сам по себе, в отрыве от других предметов. Например, слово "лес" обычно представляет собой дескриптивную категорию, так как соответствующий ему предмет не рассматривают, как правило, вне связи с другими предметами - небом, землей, животными и т. д. А вот соединительный союз "и" - типичный представитель логической категории, или логический термин, так как он обозначает абстрактное соединение, т. е. соединение чего угодно, без привязки к каким-то определенным предметам. Какие еще логические термины часто встречаются в языке, будет указано в следующей лекции, а пока оставим логические категории в стороне. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Дескриптивными категориями являются предложение, имя, признак, знаки свойства и отношения. |
Среди дескриптивных категорий основной является предложение - выражение законченной мысли. По цели высказывания выделяют три вида предложений: повествовательное, вопросительное, восклицательное. Главный из этих видов - первый. В составе любого предложения имеются, как минимум, две дескриптивных категории: имя и признак. Имя - это выражение языка, называющее предмет, признак - знак наличия свойства. Например, в предложении "Земля круглая" слово "Земля" - имя, а слово "круглая" - признак. Две указанные категории присутствуют в предложении всегда, даже тогда, когда оно состоит из единственного слова. Так, в предложении "Темнеет" помимо высказанного признака "темнеет" имеется невысказанное имя "пространство". Имена делят на единичные и общие. Единичное имя обозначает какой-то единичный, т.е. единственный и неповторимый, предмет, а общее - произвольный элемент какого-то множества. Например, имя "Земля" - единичное, а имя "планета" - общее. Впрочем, одно и то же выражение языка в одних случаях можно рассматривать как единичное имя, в других - как общее. Всё зависит от того, что имеется в виду. Сравним две фразы: "Человек живет на Земле десятки тысяч лет" и "Человек рождается и умирает". Слово "человек" в первом случае использовано как единичное имя, обозначающее уникальный род живых существ, а во втором - как общее имя, которое указывает на произвольного представителя множества людей. Что касается признака, то следует учитывать, что стандартно его выражают не менее чем двумя словами, причем первое из них - глагол-связка "быть". В приведенных выше предложениях этот глагол не высказан, а лишь подразумевается. Во многих западноевропейских языках такое построение предложений запрещено, а в русском встречается сплошь и рядом. Русский глагол-связка "быть" в настоящем времени имеет две формы: "есть" (единственное число) и "суть" (множественное число третьего лица). Вторая форма - устаревшая, сейчас обычно используется лишь первая - и для единственного, и для множественного числа, но в логике для большей строгости высказываний сохранили обе формы. Например, предложение "Земля круглая" стандартно должно быть представлено как "Земля есть круглая", а предложение "Эти часы отстают" - как "Эти часы суть отстающие". Подробнее особенности стандартного выражения суждений освещены в рамках седьмой лекции. Иногда помимо имен и признаков в составе предложений выделяют знаки свойств и отношений, причем под свойством понимается отличие предмета от других однородных предметов, а под отношением - отличие, присущее паре, тройке и т.д. разнородных предметов. Возьмем для примера такое вот предложение: "Лекция по логике идет в 225-й аудитории". Переведем в стандартную форму: "Лекция по логике есть идущая в 225-й аудитории". Все слова этого предложения можно распределить всего по двум категориям: имя "лекция по логике" и признак "есть идущая в 225-й аудитории". Но можно провести и другой, более детальный семантический анализ, согласно которому "лекция" и "аудитории" - имена, "по логике" и "225-й" - знаки свойств, а "… есть идущая в …" - знак отношения. При записи последнего знака троеточиями обозначены два свободных места данного отношения, которые должны быть заняты какими-то разнородными предметами (в примере этими предметами являются лекция и аудитория). Такое отношение называется двухместным. Но бывают отношения и с большим количеством мест. Например, в предложении "Орёл находится между Тулой и Курском" отношение "… находится между … и …" трехместное. Однако любое многоместное отношение можно свести к комбинации двухместных. Для последнего примера сделаем это так: "Тула находится с северной стороны от Орла, а Курск - с южной". Лекция 5 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Языки бывают естественными (языки естественных коллективов) и искусственными (все остальные языки). |
Язык логики предикатов - это один из искусственных языков современной формальной логики. Прежде чем мы приступим к его рассмотрению, уточним, какие языки называют естественными и искусственными и как они соотносятся друг с другом. Естественные языки - это языки естественных коллективов: русский, немецкий, китайский и т.д. Все остальные языки имеют искусственный характер. Естественный и искусственный языки противоположны друг другу. Чтобы убедиться в этом, отметим основные различия между ними. Во-первых, они различаются по характеру возникновения. Естественный язык возникает стихийно, его никто специально не создает. Людям нужно общаться друг с другом, а без языка это невозможно. Вот и возникает язык, причем возникает естественно, без предварительного обдумывания. Напротив, искусственный язык сначала кто-то придумывает, и лишь потом он приступает к выполнению своей роли посредника в общении. Из особенностей возникновения вытекает второе различие: у естественного языка нет конкретных авторов, а у искусственного хотя бы один такой автор обязательно есть. Возьмем для примера русский язык. Можно ли говорить, что его кто создал? Можно: его создал народ. Но при этом ни один представитель русского народа не может претендовать на авторство по отношению к своему языку. Этот язык создавали не какие-то конкретные авторы, а весь народ. Другое дело - искусственные языки. Мы можем не знать их конкретных авторов, как это, к примеру, имеет место в случае с древними шифрами, но то, что у каждого искусственного языка есть хотя бы один такой создатель, не вызывает сомнений. Иногда об авторе говорит имя искусственного языка. Яркий пример - язык, широко известный под названием "азбука Морзе". В-третьих, естественный и искусственный языки различают по сфере применения: у первого она универсальная, а у второго - локальная. Универсальность применения естественного языка означает то, что он используется во всех без исключения видах деятельности. А вот искусственный язык применяется не везде. Это и означает локальный характер применения. Вернемся к языку Морзе. Где его используют? Как правило, там, где нужно передавать информацию с помощью электромагнитных волн. В-четвертых, естественный и искусственный языки - это качественно разные системы. Первый из них - открытая система, т.е. система незавершенная и принципиально не завершаемая. Поскольку деятельность людей развивается, должен развиваться и их родной язык. Об открытом характере любого естественного языка как системы говорит наличие в нем таких выражений, которые являются исключениями из правил, но используются при этом наравне с правильными выражениями. Другое дело - искусственный язык. В идеале это - закрытая (законченная, завершенная) система, в которой все идет строго по правилам, в которой нет каких-либо исключений из правил. Наличие хотя бы одного неправильного выражения считается крупным недостатком искусственного языка, и этот недостаток стараются как можно быстрее устранить. Основные различия естественного и искусственного языков можно представить в виде таблицы:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Естественный и искусственный языки противоположны друг другу, но, несмотря на это, в ходе общественного развития они сближаются. |
Итак, естественный и искусственный языки настолько различаются по отношению друг к другу, что их следует рассматривать как противоположные знаковые системы. Однако, несмотря на противоположность, они сближаются, что особенно отчетливо видно в наше время. С одной стороны, усилиями лингвистов создаются школьные учебники естественных языков. Изучение родного языка в школе обязательно для современного человека. Это делает естественное языковое общение более строгим, а строгость - одно из главных свойств искусственных языков. Сравните Россию начала ХХ и XXI веков. В начале ХХ века подавляющее большинство населения нашей страны говорило на диалектах русского языка, что не удивительно в условиях массовой безграмотности. Многочисленные диалекты затрудняли общение представителей разных регионов. В наше время ситуация совсем другая: большинство россиян говорит на одном и том же языке. С другой стороны, искусственные языки становятся все более гибкими, и за счет этого вторгаются во все виды деятельности, т.е. приобретают универсальный характер применения, свойственный естественным языкам. Это легко проиллюстрировать на примере компьютерных языков. Сейчас без компьютеров не обходится ни одна из основных сфер современного общества, а работа на компьютере требует знать если не языки программирования, то хотя бы языки конкретных программ. Сближение естественных и искусственных языков неминуемо приведет к их слиянию, но это произойдет не скоро. Искусственно ускорять сближение не следует, о чем говорит, в частности, история языка эсперанто. Он появился еще в конце XIX века как средство общения индоевропейских народов. При этом создатель эсперанто преследовал благую цель: чтобы никому не было обидно, пусть разные народы говорят на общем для них искусственном языке. По большому счету, затея провалилась. Да, эсперанто совсем не исчез: в современном международном общении его кое-где используют, но широкого распространения он не получил. Теперь вернемся к логике. В настоящее время существует множество искусственных формально-логических языков. Их сотни, но все они строятся по сходным принципам, поэтому знакомство с одним из них позволяет при необходимости легко освоить другие. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Язык логики предикатов - один из искусственных языков современной формальной логики. |
Рассмотрим язык логики предикатов. В его алфавите следующие символы: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
В алфавите языка логики предикатов представлены символы для основных семантических категорий. |
Таким образом, в алфавите представлены символы для основных семантических категорий. Строгий смысл знака отрицания и знаков логических связок (конъюнкции, дизъюнкции, импликации и эквивалентности) задают с помощью таблиц истинности. Если А и В - высказывания, 0 - ложь, а 1 - истина, в двузначной логике, т.е. в такой логике, где высказывание может быть либо ложным, либо истинным, а третьего не дано, эти таблицы имеют следующий вид:
Отметим, что представленные в таблицах логические символы различают по силе связывания, в порядке убывания которой они выстраиваются так: , , , , . Учет силы связывания позволяет сократить количество скобок в логических формулах. Пусть нам нужно исследовать на истинность формулу (p q) r ("если р или q, то r"). Так как дизъюнкция сильнее импликации, мы можем убрать скобки: p q r. Читается полученная формула так же, как исходная. Иногда скобки убирать не следует. Например, в формуле (p q) r ("если р, то q, или r") р и q связаны сильнее, чем q и r, а если убрать скобки, соотношение станет обратным. Логические формулы - это предложения искусственного языка символической (математической), т.е. современной формальной, логики. В них могут входить только символы алфавита, а записывать эти формулы, так же как и формулы математики, следует по правилам синтаксиса. Определение правильно построенной формулы (ППФ) языка логики предикатов дается в четыре шага: Видно, что определение дано очень строго, и это не случайно: выше мы отмечали, что строгость - отличительное свойство искусственных языков. Теперь приведем примеры формул языка логики предикатов. Возьмем пословицу "Язык до Киева доведет". Легче всего написать формулу для этого высказывания, используя пропозициональную переменную. Получится очень просто: р. Но по второму пункту определения ППФ мы можем построить более длинное предложение на языке логики предикатов: xP(x), где х - язык, Р - быть способным довести до Киева. Читается это предложение так: "Для любого х Р от х". Если мы учтем, что признак "быть способным довести до Киева" содержит двухместное отношение, то формула выйдет еще длиннее: xP(x, a), где х - язык, а - Киев, Р - быть способным довести до (чего-либо). |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Логическая формула выражает логическую форму высказывания, т.е. форму абстрактной мысли, которая в нем заключена. |
Что выражает любая логическая формула? Она выражает логическую форму данного высказывания, т.е. форму абстрактной мысли, которая в нем заключена. Эта форма предстает в искусственных языках логики в удобном для логического анализа виде: кратко и точно. Рассмотрим на примере, как, анализируя с помощью таблиц истинности логическую формулу сложного высказывания, выявляют условия его истинности, или, другими словами, как проводится табличное исследование логической формы высказывания на истинность. В формуле p q r три разных пропозициональных символа, у каждого из которых может быть одно из двух истинностных значений - либо истина, либо ложь. Рассчитаем, пользуясь правилом комбинаторики, количество сочетаний этих значений для трех символов: 23=8. Это значит, что в нашей таблице будет восемь строк. При двух пропозициональных символах было бы всего четыре строки (22=4). Теперь приступим к построению таблицы, записывая значения символов в столбец под каждым из них:
Следует обратить внимание на алгоритм перебора сочетаний: под первым символом пишем четыре раза "0" и четыре раза "1", под вторым - попарно "0" и "1", под третьим - попеременно "0" и "1". В результате ни одна из строк не повторяет другие и учтены все комбинации истинностных значений. Осталось провести исследование логических констант, содержащихся в формуле, в соответствии с их смысловыми значениями:
Истинность данной формулы определяется по предпоследнему столбцу. Мы видим, что не при всех сочетаниях истинностных значений пропозициональных символов в результате получается истина. При исследовании форм высказываний встречаются три варианта. Во-первых, формула, как в нашем случае, может оказаться выполнимой, т.е. имеются сочетания значений пропозициональных символов, приводящие к истине, но имеются и не приводящие к ней. Во-вторых, формула может оказаться тождественно-истинной (общезначимой, или законом символической логики). В этом случае при любом наборе значений переменных получается истина. В-третьих, формула может оказаться тождественно-ложной, т.е. при любом наборе значений переменных обращающейся в ложь. Как было отмечено еще при рассмотрении первой темы данного лекционного курса, логика непосредственно интересуется не любым мышлением, а только абстрактным. Основными формами последнего являются понятие, суждение и умозаключение. Пришло время познакомиться с ними подробней. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Понятие - это абстрактная мысль, выделяющая предмет как систему всех его существенных свойств. Последняя составляет содержание понятия, а кроме содержания у него есть объем - предмет, соответствующий содержанию. |
Понятие - это абстрактная мысль, выделяющая предмет как систему всех его существенных (необходимых для существования) свойств. Последняя составляет содержание понятия, а кроме содержания у него есть объем - предмет, соответствующий содержанию. Роль объема может играть какой-то единичный предмет, и тогда понятие называется единичным (например, понятие Земли), или же произвольный элемент множества, и тогда понятие называется общим (например, понятие планеты). Для единичного понятия графическим изображением объема служит точка, для общего - круг, каждая точка которого означает элемент данного множества. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание и объем понятия связаны законом обратного отношения. |
Содержание и объем понятия связаны законом обратного отношения: с увеличением содержания (объема) уменьшается объем (содержание). Покажем действие этого закона на примере. Возьмем понятие "лес". Его содержание можно передать так: "массив дикорастущих деревьев". Здесь в кавычках системно указаны все существенные свойства любого леса. Уменьшим это содержание, удалив свойство "дикорастущий". Получилось понятие "массив деревьев", объем которого помимо лесов составляют парки и сады. Следовательно, исходный объем увеличился. Теперь увеличим исходное содержание, добавив свойство "лиственный". Так вместо понятия "лес" мы получим понятие "лиственный лес". Сравнив объемы этих понятий, легко увидеть, что у второго объем меньше, чем у первого. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Обобщение (ограничение) понятия - это логическая операция по увеличению (уменьшению) объема исходного понятия. |
Демонстрируя действие закона обратного отношения между содержанием и объемом понятия, мы провели обобщение и ограничение понятия "лес". Обобщение (ограничение) понятия - это логическая операция по увеличению (уменьшению) объема исходного понятия. Рассмотрим основные способы обобщения понятий. При этом символическая запись последних будет напоминать формулы из языка логики предикатов. Так, понятие А будет иметь вид х А (х) (читается: "х такой, что А от х"), где х в общем случае обозначает произвольный предмет, а А - какой-то признак. Основные способы обобщения понятий
От способов обобщения легко перейти к способам ограничения, если в приведенной таблице все стрелки повернуть в обратную сторону. При этом три последних способа будут называться "удаление дизъюнкции", "удаление существования" и "введение всеобщности". |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Классификацию понятий обычно проводят по отношениям между их объемами. |
Классификацию понятий обычно проводят по отношениям между их объемами. Сначала выделяют совместимые и несовместимые понятия: в объемах первых есть хотя бы один общий элемент, в объемах вторых общие элементы отсутствуют. Затем два эти типа делят на виды - по характеру совместимости или несовместимости. Виды совместимых понятий: равнозначные (разные содержания, но одинаковый объем), перекрещивающиеся (объемы частично совпадают) и субординационные (Объем одного из понятий полностью включается в объем другого, не исчерпывая последний. При этом первое понятие называют подчиненным второму, а второе - подчиняющим себе первое). Виды несовместимых понятий: соподчиненные (несовместимые понятия, подчиненные одному и тому же понятию), контрарные, или противоположные (несовместимые понятия, объемы которых располагаются на полюсах объема подчиняющего понятия) и контрадикторные, или противоречащие друг другу (несовместимые понятия, объемы которых вместе составляют объем подчиняющего понятия). Представим эту информацию в виде таблицы, дополнив ее круговыми схемами и примерами: Понятия
Помимо обобщения и ограничения понятия основными логическими операциями с ним являются определение и деление. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Определить понятие значит раскрыть его содержание. |
Определение понятия - это логическая операция, в ходе которой раскрывается содержание понятия. Таким образом, определить понятие значит раскрыть его содержание, т.е. системно сформулировать все основные свойства соответствующего понятию предмета. От определения понятия следует отличать приемы, сходные с ним. Рассмотрим основные из этих приемов. 1. Остенсивное определение - это демонстрация (показ) предмета. Простой пример: остенсивно определить Луну можно, указав на нее пальцем. Остенсивным определением считается и использование для объяснения собственных имен. Например, если нужно остенсивно определить, что такое планета нашей солнечной системы, легче всего сделать это, назвав каждую из определяемых планет по имени. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Определения понятий делят на номинальные и реальные. Номинальным называют определение понятия на основе соглашения (конвенции). Конвенциональный характер такого определения находит свое отражение в соответствующих оговорках. Например: "Под новым русским мы будем понимать современного российского бизнесмена". Выражение "мы будем понимать" говорит о том, что уже есть или должна появиться группа лиц, принимающих данное определение. Как правило, понятие определяют номинально, когда нет уверенности, что в ходе этой операции его содержание действительно будет раскрыто. Таким образом, номинальное определение имеет субъективный характер. Другое дело - реальное определение. Оно дает объективное знание, так как действительно раскрывает содержание понятия. Поэтому здесь нет места для оговорок. По завершенности определения делят на явные и неявные. Явное - это завершенное, не требующее доработки определение. Неявное определение, напротив, требует доработки. Одним из его видов является определение через отношение к противоположному. Возьмем пример: "Самец - это животное, противоположное по полу самке". Здесь нужны дополнительные разъяснения, так как понятие самца определено через противоположное ему понятие самки, а всякое понятие, противоположное данному, того же уровня сложности, что и данное. Другой вид неявного определения - определение через контекст. Это тот случай, когда текст содержит все необходимые для определения понятия слова, но они разбросаны по разным предложениям, и нужно свести их в одну фразу, чтобы получилось явное определение. Рассмотрим основные правила определения понятия. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Определяемое и определяющее понятия должны быть равнозначными. Пример: "Грузовик - это автомобиль для перевозки грузов". Здесь определяемое понятие "грузовик" равнозначно определяющему понятию "автомобиль для перевозки грузов". Следовательно, первое правило определения не нарушено. При его нарушении различают четыре ошибки: 2. Определение не должно содержать круга, т.е., определяя данное понятие, нельзя его же и использовать. Часто круг возникает, когда злоупотребляют однокорневыми словами. Пример: "Логика - это знание о логическом мышлении". Здесь прилагательное "логический", использованное при записи определяющего понятия, возвращает к однокорневому слову "логика", которым выражено определяемое понятие. 3. Определение должно быть ясным, т.е. не должно требовать дополнительных разъяснений. К нарушению этого правила приводит, во-первых, злоупотребление новыми словами (часто - иностранного происхождения, что характерно для современной научной литературы)), а во-вторых - применение обычных выражений в необычном смысле. 4. Номинальное определение нельзя выдавать за реальное. |
Вот что получается, когда понятие "автопилот" определяют через понятие "тот, кто сам себя пилотирует" |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Теперь от определения понятия перейдем к его делению. Деление понятия - это логическая операция, в ходе которой с помощью какого-то признака (основания деления) объем исходного понятия раскладывается на ряд элементов, соответствующих понятиям-членам деления.
Различают мереологический и таксономический типы деления. Мереологическим называется деление единичного понятия по принципу "единичное целое - части". Пример: "Рука делится на кисть, плечо и предплечье". Таксономическим является деление общего понятия по принципу "множество - подмножества". Пример: "Рука бывает умелой и неумелой". В этих примерах деления следует обратить внимание на то, что одним и тем же выражением языка могут обозначаться разные понятия: в одном случае - единичное, а в другом - общее.
Основные правила деления понятия: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Когда, проведя деление понятия, переходят к делению членов деления, получается классификация, т.е. система последовательно осуществляемых делений. Простейшая классификация - двухуровневая. Основные черты правильной классификации: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Суждение - это абстрактная мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается. |
Суждение - это абстрактная мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается. Схема простого суждения выглядит так: S есть (не есть) Р, где S - субъект суждения, т.е. логическое подлежащее, то, о чем судят, Р - предикат суждения, т.е. логическое сказуемое, то, что присуждается субъекту. Строго говоря, связка "быть" с отрицанием или без него тоже входит в состав предиката, но, чтобы показать, что простое суждение - это отношение двух понятий, одно из которых играет роль субъекта, а другое - предиката, связку преподносят как самостоятельный элемент формы. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Суждения делят на виды по качеству и количеству. |
Суждения делят на виды по качеству и количеству. Качеством простого суждения называется его утвердительность или отрицательность. Его количество определяется по характеру субъекта. Если судят о чем-то единичном, суждение называют единичным, если о любом элементе какого-то множества - общим, если о части элементов множества - частным. Единичные и общие суждения часто объединяют в один вид, рассуждая примерно так: разница между первыми и вторыми всего лишь в том, что в первых множество, о котором судят, состоит из единственного элемента. Оставив всего два вида по количеству (единичные плюс общие, с одной стороны, и частные - с другой), проводят объединенное деление простых суждений по количеству и качеству и получают четыре вида категорических суждений. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Знакомиться с видами категорических суждений удобно с помощью так называемого "логического квадрата". |
Знакомиться с видами категорических суждений удобно с помощью так называемого "логического квадрата": надо нарисовать квадрат, а в вершинах его поставить латинские буквы A, E, I и O, которыми обозначаются виды суждений. Чтобы легче было запомнить эти буквенные обозначения, слева от квадрата следует написать латинское слово "affirmo" ("утверждаю"), а справа - "nego" ("отрицаю"). Расположение этих слов не случайно. Дело в том, что в левой части квадрата размещаются буквы для двух видов утвердительных суждений, а в правой части - для двух видов отрицательных. При этом в верхней части квадрата записывают виды общих плюс единичных суждений, а в нижней - частных. Поскольку первая гласная в каждом из указанных латинских слов дает буквенное обозначение общему (единичному) суждению, а вторая - частному, получается, что А - это общее или единичное утверждение, Е - общее или единичное отрицание, I - частное утверждение, а О - частное отрицание. Теперь дадим примеры категорических суждений, используя стандартную форму записи. А: Всякий кашалот есть кит (общее утверждение). Марс есть планета (единичное утверждение). Изучающие логику часто недоумевают по поводу стандартной формы выражения суждений, и иногда доходит до резких выступлений против ее использования в какой бы то ни было практической деятельности. Заявляют, что эта форма - совершенно искусственная, что ее применение - насилие над русским языком, что если кто-то так говорит, то только потому, что к этому принуждают преподаватели логики. |
Логический квадрат |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Стандартная форма выражения суждений нужна для того, чтобы высказывание было точным. |
Несмотря на явную неумеренность обвинений, подобные претензии не стоит игнорировать, ибо в них есть рациональное зерно: говорить стандартно всегда и везде - глупо. В повседневном общении мы обычно высказываем суждения короче и изящнее по сравнению с тем, что предлагает логика, но очень часто жертвой этой краткости и изящности становится точность выражения мыслей: фразы получаются расплывчатыми, двусмысленными, а иногда и многозначными. Если дело не требует максимальной точности общения, почему бы и не пренебречь ею? Но в некоторых случаях (например, в научных дискуссиях, при судебном разбирательстве и т.п.) нужно выражать свои мысли предельно четко, недвусмысленно. Вот для таких случаев и разработана стандартная форма выражения суждений. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные особенности стандартной формы выражения суждений: 1) наличие глагола-связки "быть" и 2) использование стандартных кванторных выражений. |
Ее особенность, которая сразу бросается в глаза, - обязательное использование глагола-связки "быть". Наличие этого глагола значительно упрощает логический анализ суждения, так как, во-первых, легко определить качество последнего (есть отрицательная частица перед связкой - отрицание, нет - утверждение), а во-вторых - легко назвать понятия, играющие роль субъекта и предиката (Например, перейдя от нестандартной формы выражения "Щенку холодно" к стандартной "Щенок есть испытывающий холод", гораздо проще грамотно указать субъект и предикат данного суждения: это - понятия "щенок" и "испытывающий холод" соответственно). Вторая особенность стандарта для категорических суждений - строго определенное начало соответствующих им высказываний (исключение - единичные суждения). Стандартно начинают со следующих кванторных (определяющих количество суждения, т.е. количественно характеризующих субъект) выражений: общее утверждение - с кванторного слова "всякий" (варианты: "каждый", "любой"), общее отрицание - со словосочетания "ни один", частные суждения - со слова "некоторые". В учебниках общее утверждение, как правило, предлагают высказывать, начиная со слова "все", однако оно логически ущербно в силу своей двусмысленности: в одних случаях "все" означает абстрактный охват элементов данного множества (элементы автономны), в других случаях - конкретный (элементы связаны в целое). Пример: "Все мои товарищи - студенты" и "Все мои товарищи - дружная компания". Что касается частных суждений, то здесь следует отметить следующее: формальная логика использует кванторное выражение "некоторые" в смысле "хотя бы один, а может, и все", но этот смысл редко встречается в повседневном общении. Гораздо чаще "некоторые" означает "два или больше, но не все". Как относятся друг к другу категорические суждения разных видов? Прежде чем ответить на этот вопрос, введем ряд определений. 1. Суждение вида А совместимо (не совместимо) с суждением вида В по истине (лжи), если имеется (не имеется) такая пара конкретных суждений этих видов про одно и то же, что оба они истинны (ложны). Здесь в одной фразе даны четыре определения: совместимости по истине, несовместимости по истине, совместимости по лжи и несовместимости по лжи. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Между категорическими суждениями разного вида существуют разного вида отношения. |
Теперь вернемся к категорическим суждениям. По вертикалям "логического квадрата" (между видами А и I, с одной стороны, и видами Е и О - с другой) имеет место отношение подчинения, по диагоналям (пары А - О и I - Е) - отношение контрадикторности, верхняя сторона квадрата (виды А и Е) - отношение контрарности, нижняя (виды I и О) - отношение субконтрарности. От простых суждений перейдем к сложным, т.е. к тем, в которых имеются хотя бы две части, в свою очередь представляющие собой суждения. Сложные суждения различают по логическим связям между их частями. При этом выделяют четыре основных вида: 1) Соединительные (конъюнктивные) суждения. Пример: "Идет дождь, и светит солнце". Союза "и" между частями может и не быть, но, если его можно поставить, высказывание выражает соединительное суждение. Пример: "Идет дождь, светит солнце". |
Отношения между суждениями |
||||||||||||||||||||||||||||||||
По наличию оценки информации со стороны того, кто судит, суждения делят на два типа: ассерторические (в них такой оценки информации нет) и модальные (такая оценка есть). Из ассерторического суждения всегда можно получить модальное, введя модальное понятие, т.е. понятие какой-то оценки. Например, вместо ассерторического суждения "Земля круглая", можно получить модальные суждения "Хорошо, что Земля круглая", "Необходимо, что Земля круглая" и т.п. По характеру оценки различают виды модальности. Рассмотрим алетическую модальность. Алетическим называется суждение с модальным понятием "необходимо", "возможно" или "случайно". Алетические суждения с разными модальными понятиями могут быть эквивалентны друг другу. Если необходимость обозначить прямоугольником, возможность ромбом, случайность треугольником, буквой "А" - ассерторическое суждение, а символом "~" - эквивалентность суждений, то схемы эквивалентности алетических суждений будут выглядеть так: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отрицание суждения - это логическая операция, в ходе которой истинностное значение суждения меняется на противоположное. |
Отрицание суждения - это логическая операция, в ходе которой истинностное значение суждения меняется на противоположное. Обычно отрицают ложь, а истину отрицают лишь по недоразумению, поэтому, приводя пример отрицания суждения, следует исходить из лжи. При отрицании категорического суждения количество и качество последнего меняют на противоположные. Уточнение: для единичного суждения количество не меняется. Пример: в результате отрицания суждения "Всякий кит есть рыба" получается суждение "Некоторые киты не суть рыбы". У тех, кто помнит, что в формальной логике "некоторые" означает "хотя бы один, а может, и все", сомнений в истинности полученного суждения не возникает. Если же в данном примере мы объявим результатом отрицания суждение "Ни один кит не есть рыба", то произойдет логическая ошибка: мы выполним отрицание неправильно (не по правилу формальной логики). Схемы отрицания некоторых сложных суждений: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Умозаключение - абстрактная мысль, в которой из посылки (исходного суждения) выводится заключение (новое суждение). |
Самой развитой из основных форм абстрактного мышления является умозаключение - абстрактная мысль, в которой из посылки (исходного суждения) выводится заключение (новое суждение). Выводом называется логический переход от посылки к заключению.
Умозаключение служит для расширения знаний: правила вывода формулируются так, чтобы исходная истина привела к новой. Следует помнить, что, если посылка содержит какую-то ложь, никакие правила логики не могут гарантировать истинность заключения. В этом случае вывод теряет практический смысл, ибо успешная практика возможна лишь на основе истинного знания о мире.
Согласно данному выше определению, любое умозаключение можно записать в виде простенькой схемы: П Здесь П - посылка, З - заключение, а черта обозначает вывод (читается: "следовательно"). Откуда же берется огромное разнообразие умозаключений, если все они подчиняются простой трехчленной схеме? Дело в том, что, во-первых, посылка и заключение могут представлять собой не простое, а сложное суждение, иногда многозвенный комплекс суждений, а во-вторых - вывод может проводиться по разным правилам. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Если ранее было принято сходу выделять три типа вывода (дедукцию, индукцию и аналогию), то сейчас выводы сначала делят всего на два типа: достоверные и правдоподобные. |
Существуют два типа вывода: достоверный и правдоподобный (первый гарантирует истинность заключения при истинных посылках, второй - нет). Отсюда вытекает деление умозаключений на достоверные и правдоподобные. Ранее было принято сходу выделять не два, а три типа вывода: дедукцию (переход от общего знания о предмете к частному), индукцию (переход от частного знания к общему) и аналогию (перенос знания об одном предмете на другой). Соответственно получалось три типа умозаключений: дедуктивные, индуктивные и по аналогии. Как это традиционное трехчленное деление умозаключений соотносится с приведенным выше двучленным? Все дедуктивные умозаключения - достоверные, и понятно почему: если истинно общее знание (знание о всех элементах данного множества), то истинно и частное знание (знание о части элементов множества). А вот умозаключения с индукцией и аналогией, как правило, - правдоподобные, так как, во-первых, истинное знание о некоторых элементах множества может оказаться ложным для остальных элементов, и, во-вторых, предмет, которому по аналогии приписаны свойства другого предмета, может не иметь этих свойств. Исключение из правила: умозаключение с полной обобщающей индукцией (о нем будет сказано ниже) является достоверным. Основное внимание мы уделим дедуктивным умозаключениям, так как в силу своей достоверности они традиционно пользуются наибольшим уважением со стороны представителей формальной логики. При этом будут рассмотрены самые простые дедуктивные схемы. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
У непосредственных умозаключений три основных вида: вывод по "логическому квадрату, обращение и превращение. |
Прежде всего обратимся к непосредственным умозаключениям, т.е. к тем, в которых вывод представляет собой преобразование единственной посылки, являющейся категорическим суждением. Здесь три основных вида: вывод по "логическому квадрату", обращение и превращение. Вывод по "логическому квадрату" применяют для общего суждения - утвердительного или отрицательного. При этом движутся сверху вниз по вертикали "логического квадрата", т.е. переходят к соответствующему посылке частному суждению. Пример: Всякий карп есть рыба. Теперь о правилах обращения. Основное правило очень простое: при обращении меняют местами субъект и предикат посылки. Но помимо этого правила нужно помнить о двух ограничениях: во-первых, общее утверждение заменяют частным, а во-вторых - для частноотрицательного суждения обращение не проводят. Пример: Всякий карп есть рыба. Правило превращения: качество посылки меняют на противоположное, а ее предикат берут с отрицанием. Пример: Всякий карп есть рыба. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Большая группа дедуктивных умозаключений - выводы логики высказываний. Здесь одна из подгрупп - условно-категорические умозаключения (modus ponens и modus tollens). |
Еще одна группа дедуктивных умозаключений - выводы логики высказываний. Здесь несколько подгрупп: 1. Условно-категорические умозаключения. Modus ponens (утверждающее условно-категорическое умозаключение): АВ, А Пример: "Если этот газ неон, то он инертный. Этот газ неон. Следовательно, он инертный". Modus tollens (отрицающее условно-категорическое умозаключение): АВ, В Пример: "Если этот газ неон, то он инертный. Этот газ не инертный. Следовательно, это не есть неон". |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Разделительно-категорические умозаключения имеют два модуса (вида) - ponendo-tollens и tollendo-ponens - с двумя вариантами для каждого. |
2. Разделительно-категорические умозаключения. Modus ponendo-tollens (утверждающе-отрицающее разделительно-категорическое умозаключение). Эта схема имеет два варианта:
Пример (для первого варианта): "Или я дома, или я вне дома. Я дома. Следовательно, не верно, что я вне дома". Modus tollendo-ponens (отрицающе-утверждающее разделительно-категорическое умозаключение). У этой схемы тоже два варианта:
Запись "()" означает, что схема годится для любой дизъюнкции - и строгой, и нестрогой. Пример (для первого варианта, с нестрогой дизъюнкцией): "Идет дождь или снег. Дождь не идет. Следовательно, идет снег". |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Дилеммы бывают четырех видов. |
3. Дилеммы. Дилеммы бывают четырех видов:
Пример сложной конструктивной дилеммы: "Если на улице дождь, то мокро, если гололед, то скользко. На улице дождь или гололед. Следовательно, мокро или скользко". |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Пять основных видов условных умозаключений: простая и сложная контрапозиции, транзитивность, экспортация и импортация. |
4. Условные умозаключения. 1) Контрапозиция: АВ Пример: "Если идет дождь, то на улице мокро. Следовательно, если на улице не мокро, то не идет дождь". 2) Сложная контрапозиция: АBC Пример: "Если утюг исправный и включен в работающую сеть, то он нагревается. Следовательно, если утюг исправный и не нагревается, то он не включен в работающую сеть". 3) Транзитивность: АВ, BC Пример: "Если данное число три, то оно больше двух. Если данное число больше двух, то оно больше одного. Следовательно, если данное число три, то оно больше одного". 4) Экспортация: АBC Пример: "Если дело знакомое и интересное, то оно ладится. Следовательно, если дело знакомое, то, если оно интересное, оно ладится". 5) Импортация: A(BC) Чтобы привести пример импортации, можно взять предыдущий пример, поменяв местами посылку и заключение. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Простой категорический силлогизм - это умозаключение, состоящее из трех категорических суждений: двух посылок и заключения. |
Последний класс дедуктивных умозаключений, о котором следует знать в рамках данного курса логики, - простой категорический силлогизм, т.е. умозаключение, состоящее из трех категорических суждений: двух посылок и заключения. Это умозаключение включает в себя три понятия, каждое из которых используется дважды. Их называют терминами силлогизма (два крайних - меньший и больший - и средний термины) и обозначают латинскими буквами S, P и М. Откуда взялись такие обозначения и как находить термины силлогизма? Рассмотрим классический пример, который гуляет по учебникам логики еще с дореволюционных времен: "Все люди смертны. Сократ человек. Следовательно, Сократ смертен". Записав все суждения и весь силлогизм строго стандартно, получим следующую форму: Всякий человек есть смертный. Логический анализ конкретного силлогизма лучше всего начинать с заключения. Дело в том, что в заключении правильно составленного простого категорического силлогизма меньший термин всегда играет роль субъекта, а больший - предиката. Отсюда и буквы для крайних терминов - S и Р. В данном примере S - Сократ, Р - смертное (существо). Ну, а в качестве термина М (от латинского слова "medius" - "средний") здесь фигурирует понятие человека. |
Аристотель Стагирит, |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Фигуру силлогизма определяют по расположению его терминов. |
По расположению терминов различают фигуры простого категорического силлогизма. Всего их четыре, обозначают их римскими цифрами: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Модус фигуры - это форма, определяемая по видам категорических суждений, входящих в силлогизм. |
У каждой фигуры есть модусы - формы, определяемые по видам категорических суждений, из которых состоит силлогизм. Причем виды суждений нужно определять строго последовательно, продвигаясь сверху вниз по схеме фигуры. Например, модус EIO имеет место тогда, когда бoльшая (верхняя на схеме) посылка относится к виду Е, меньшая - к виду I, а заключение - к виду О. Что касается умозаключения про Сократа, то это - модус ААА I фигуры. Для каждой фигуры выявлен набор правильных модусов, т.е. тех, которые гарантируют истинность заключения при истинных посылках. Вот эти модусы:
Знание правильных модусов помогает быстро определить истинность силлогизма. Например, выяснив, что умозаключение про Сократа имеет истинные посылки и что оно относится к модусу ААА I фигуры простого категорического силлогизма, т.е. к одному из правильных модусов этой фигуры, можно не сомневаться, что данное рассуждение истинное. Теперь несколько слов про умозаключения с индукцией и аналогией. Что касается первых, то здесь основной вид - неполная обобщающая индукция. Если {К} - интересующее нас множество, {S} - подмножество этого множества, Si - элемент подмножества {S}, Р - интересующий нас признак, то схема этого вида индуктивных умозаключений будет выглядеть так: S1 - P Пример: мне захотелось выяснить, обладает ли множество учебников ({К}) признаком "быть имеющим твердую обложку" (Р). Множество учебников - очень большое, поэтому я ограничился исследованием подмножества "учебник моей домашней библиотеки" ({S}). Все книги этого подмножества оказались в твердой обложке. Делаю индуктивное заключение: "Возможно, всякий учебник имеет твердую обложку". Слово "возможно" говорит о том, что вывод не исключает ошибку. И она явно присутствует в проведенном мною индуктивном исследовании: почему бы учебнику не быть в мягкой обложке? Если бы меня интересовало только множество учебников моей домашней библиотеки, то мой вывод оказался бы достоверным. Это была бы полная обобщающая индукция: S1 - P |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Умозаключением по аналогии называется такое умозаключение, в котором на основании сходства двух предметов в некоторых свойствах делают заключение об их сходстве и в других свойствах. |
Умозаключением по аналогии называется такое умозаключение, в котором на основании сходства двух предметов в некоторых свойствах делают заключение об их сходстве и в других свойствах. Пусть схожие предметы - R1 и R2, а свойства предметов - a, b, c и d. Тогда схему умозаключения по аналогии можно записать так: R1 - a, b, c, d Классический пример - возникновение гипотезы о наличии жизни на Марсе. Наблюдая Марс в телескопы, астрономы обнаружили большое сходство с Землей. Поскольку на Земле имеется жизнь, предположили, что она есть и на Марсе. Эта гипотеза пока не нашла подтверждения. Почему, несмотря на возможность ошибок, индукция и аналогия широко применяются на практике? Дело в том, что в серьезных исследованиях такие выводы используют не в чистом виде, а в сочетании с дедукцией. |